Картинка

Железная логика Меркель жертвует малым, чтобы сохранить большее

10 декабря 2018, 15:08

Персоны

Об уходе Ангелы Меркель с поста лидера партии и политической ситуации в Германии в целом Сергей Михеев и Сергей Корнеевский беседуют с заместителем руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН, кандидатом исторических наук Екатериной Тимошенковой.

ТИМОШЕНКОВА: Первый вопрос – это почему Ангела Меркель все-таки решилась отказаться от того, чтобы вновь баллотироваться на пост председателя партии ХДС? Дело в том, что, согласно юридическим нормам, согласно истории Германии, сочетание двух постов – канцлера и председателя партии, которая привела этого канцлера к власти, – не является юридически обязательным. И история знает много примеров, когда эти посты не совмещались. Например, Шмидт и Вилли Брандт – между ними всегда было соперничество, и тот и другой побыли председателями партии, побыли канцлерами, они всегда конкурировали, но, в итоге, признавали друг друга. Естественно, когда у тебя за спиной (когда ты канцлер), есть некий председатель партии, который с этой партией взаимодействует и который потом вынуждает тебя интересы этой партии, которая принимает решения, как-то продвигать и воплощать в жизнь, то тебе сложнее управлять парламентом и, соответственно, управлять страной. Тебе в принципе, если ты канцлер, гораздо легче держать в руках партию для того, чтобы обеспечивать бесперебойное принятие законов, и для того, чтобы у тебя за спиной не было некоей фигуры, которая потом тебе может организовать вотум конструктивного недоверия и, скажем, так тебя "убрать". И Ангела Меркель не раз официально заявляла, что для нее очень важно, чтобы она совмещала эти две должности для того, чтобы быть канцлером. И, в общем-то, она приучила немецких обывателей, немецкий политиков к тому, что это очень выгодный инструмент, который помогает ей оставаться у власти, и от которого она не собирается отказываться, пока она является канцлером. Хотя это юридически вовсе не является обязательным. И на практике – тоже не является обязательным.

Поэтому, когда она объявила о своем решении, что она не будет в декабре (в прошедшую пятницу) выдвигать свою кандидатуру на пост председателя партии ХДС, которую она возглавляла 18 лет, это прозвучало как гром среди ясного неба. Все подумали: "Ну, как же?! Не хочет быть председателем – что же тогда будет с канцлерством?" Здесь нужно обратить внимание, каковы условия, при которых она приняла такое решение.

МИХЕЕВ: Да, почему вы сказали "гром среди ясного неба"? Неужели это было настолько неожиданно?

ТИМОШЕНКОВА: Почему, можно было предвидеть, что она может пойти на какие-то кадровые перестановки и пойти на какие-то решения. Но что она сделает именно в это время – это было очень трудно просчитать.

КОРНЕЕВСКИЙ: А выборы были назначены заранее? Срок подошел?

ТИМОШЕНКОВА: Срок заранее известен, и 7 декабря должны были состояться эти выборы. Она должна была либо опять выдвинуть свою кандидатуру, либо предложить какие-то другие варианты. Но здесь в чем дело – она проиграла выборы в Гессене, его партия проиграла их. А до этого ХСС, возглавляемая Хорстом Зеехофером, фактически проиграла выборы в Баварии. Я, когда говорю "проиграла", имею в виду, что набрали гораздо меньше, чем ожидали и чем рассчитывали. То есть, когда они теряют много процентов, кто-то должен объяснить, почему они потеряли эти проценты. А партия Меркель – она, в общем-то, и в 2017 году выиграла выборы с трудом, с большими потерями, и на земельных выборах она показывала плохие результаты. И, в общем-то, всем было понятно, что это происходит во многом из-за спора Меркель и Зеехоффером, но спор этот – из-за ее миграционной политики. Для многих фигура Меркель стала своеобразным символом ошибочной миграционной политики, символом провала ХДС, символом победы "Альтернативы для Германии". Многие политики, граждане считают, что если бы не ее "добро пожаловать" для мигрантов, не было бы "Альтернативы для Германии". Хотя "Альтернатива для Германии" была создана в 2013 году, а не в 2015.

Естественно, нужно было подводить итоги этих избирательных кампаний. И здесь получается как: она понимала, что стул под ней очень сильно шатается. Постоянные споры с ХСС, постоянные угрозы того, что коалиция распадется, которая идет даже не от социал-демократов, а, прежде всего, от Хорста Зеехофера – это нонсенс все-таки!

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Железная логика. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация