Авторские материалы "В театре публика всегда права. И одновременно она дура"

12 декабря 2018, 16:37

Персоны

Театральный скандал на Камчатке: актер Андрей Гайдулян возмутился поведением зрителей, которые шумели во время его спектакля, и назвал их быдлом. Организаторы выступления поддержали артиста. Споры вокруг спектакля вызвало то обстоятельство, что его персонажи сами являются не слишком интеллигентными людьми. Кроме того, у зрителей возникли неоднозначные впечатления от постановки. В очередном "культурном" споре разбирался обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.

"Социальная комедия. Шипиловск – маленький провинциальный городок в глубинке России. Что скрывает в себе этот городок и маленькая квартирка невзрачного дома? Есть ли спасение из бесконечной рутины и обыденности, есть ли шанс на другую жизнь и надежда, что все может измениться? В искрометной, актуальной трагикомедии Николая Коляды каждый герой узнаваем и знаком нам! Смех и слезы, сопереживание и понимание. И, конечно, бесконечная вера в любовь" – такой рекламой спектакля "Мурлин Мурло, или Все женщины хотят любви" завлекал зрителей камчатский краевой портал культуры.

Зрители пришли. И рядовая, в общем, постановка не вызвала бы ажиотажа в информационных лентах и соцсетях по всей стране, если бы не монолог одного из актеров – Андрея Гайдуляна – сразу после ее завершения. Зрители сняли обращение к ним.

ГАЙДУЛЯН: Такого отвратительного отношения аудитории я не видел за все время игры этого спектакля.

ЗРИТЕЛЬНИЦА: Бывает!

ГАЙДУЛЯН: Чтобы кричали люди из зала во время реплики – это свинство, и вот это слово – "быдло" – там написано!

ЗРИТЕЛЬНИЦА: Опа!

ГАЙДУЛЯН: Это – свинство! И это – просто отвратительно! Второй акт было просто невозможно играть из-за того, что в голос люди не то что кричали – разговаривало ползала. Это все, что я вам хотел сказать. Всего доброго! Спасибо!

ЗРИТЕЛЬНИЦА: До свидания!

Андрей Гайдулян особо выделил слово "быдло" – оно хорошо заметно на декорациях к спектаклю, изображающих типичный подъезд с надписями на стенах. Если актеры полагают, что публика ведет себя неподобающе, то жаловаться на нее некуда. Штраф за это не предусмотрен. О неписаных правилах для аудитории рассказывает театральный обозреватель радиостанции "Вести FM", ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

ЗАСЛАВСКИЙ: Есть что называется неписанные правила – со времен Московского художественного общедоступного театра. В зале зрители сидят молча и смотрят на происходящее на сцене. Но это не означает, что зрители не могут смеяться или любым другим вполне приличным способом проявлять и изъявлять свое настроение и отношение к происходящему.

И в равной степени есть устоявшиеся в профессиональной среде принципы и манеры, которых должен придерживаться актер, продолжает Григорий Заславский.

ЗАСЛАВСКИЙ: Актер не имеет права ссориться с публикой. В театре публика всегда права. Хотя есть одновременно такая же истина, что публика – дура. Естественно, если происходящее на сцене представляет собой некое безобразие, где герои напиваются и всячески нарушают общественный порядок, то можно предположить, что и публика разойдется и позволит себе чуть больше, чем на обычном спектакле.

На различных сайтах, посвященных театру, есть отзывы об этом самом спектакле. Они разные.

БЛОГЕР 1: Мне очень понравилось. Я люблю Коляду и знала про этот спектакль давно! Спасибо актёрам за чудесную игру, особенно Светлане и Ольге! Смешно до слез, жутко до страха.

БЛОГЕР 2: Посетили данный спектакль, чему были не очень рады. В спектакле показана жизнь маленького городка, в котором местным жителям ничего не остаётся, как пить круглые сутки, бить рожи женам и соседям, деградировать. На фоне этого все шутки – плоские и пошлые. После стало понятно, почему в буфете предлагают большой выбор алкоголя, так как без пол-литра смотреть спектакль не интересно. Часть зрителей сбежала во время первой части спектакля, и во время антракта многие ушли.

Да, по сценарию этой пьесы актеры должны много пить бутафорского спиртного. Из-за кучи проблем у их персонажей – опять же, по сценарию. Получается, что либо этим фактом, а может, своей не очень хорошей игрой труппа вольно или невольно спровоцировала некоторых зрителей тоже принять, но уже настоящего горячительного? Намек на то, что шумевшие и мешавшие зрители были пьяны, озвучил организатор гастролей – директор "Камчатского концертно-филармонического объединения" Александр Красноносеньких. Он рассказал порталу "Кам24", что во время антракта несколько человек "перебрали шампанского в буфете". И продолжил: "В общей сложности человек 10 разговаривали, смеялись, ходили туда-сюда по залу. Я считаю, что они мешали и актерам, и другим зрителям. Это невоспитанность, такое поведение недопустимо. Видимо, актер просто не сдержался".

А вот как комментируют жители Камчатского края и спектакль, и инцидент. Среди авторов реплик, очевидно, есть и зрители, которые все видели своими глазами.

ЗРИТЕЛЬ 1: Гайдуляну и прочим кавээнщикам надо признать, что не мхатовцы они! Плохо играя устаревший спектакль, нужно быть готовым к тому, что тебя забросают тухлыми яйцами.

ЗРИТЕЛЬ 2: Если не давать актерам играть, то спектакль и не может понравиться. Такое поведение становится нормой при посещении общественных мест. Почему администрация зала "Октябрьский" не призвала зарвавшуюся публику к порядку, не удалила посетителей в состоянии алкогольного опьянения, мне непонятно.

ЗРИТЕЛЬ 3: Спектакль очень понравился. Игра актеров – на высшем уровне. Было желание самому прервать спектакль и высказать все, что думаю о наших "добропорядочных" зрителях. Несколько девушек после бутылки коньяка начали во втором акте работать суфлерами на весь зрительный зал.

Вопрос о порядке вроде бы, но администрация концертного зала умывает руки: они подписали договор аренды с фирмой-организатором гастролей. И все остальное – в том числе и порядок в зале – забота той фирмы. И фирму можно понять. Перелёт для группы артистов из Москвы в Петропавловск и обратно – недешевый, а еще о гонораре надо думать и себе на жизнь оставить хоть что-то. Тут уж не до заказа вневедомственной охраны или какого-нибудь ЧОПа. Да и что случится в театре, казалось бы? Но вот такая неприятность произошла.

С точки зрения зрителя как потребителя, любой спектакль – услуга. О законе многие наслышаны: за некачественную услугу можно и деньги назад требовать. В театре же с этим – сложнее, признает Григорий Заславский, но никто, впрочем, по его мнению, не требует от действительно возмущенного зрителя скрывать свои эмоции – доходит порой до уморительных сцен.

ЗАСЛАВСКИЙ: Требовать назад деньги публика права никакого не имеет, потому что когда зритель идет на спектакль, ему обещают этих актеров и этот текст. Объективно, если бы не было заявленных в афише актеров – написано "Фрейндлих", а выходит Галина Петрова, очень хорошая актриса, но все-таки зритель заплатил за Алису Бруновну Фрейндлих, если ее нет, то он, чисто теоретически, может попробовать вернуть деньги, потому что он платил именно за звезду первой величины. Можно свистеть, можно покинуть зал во время, можно, как один военнослужащий в одном Московском театре во время спектакля встал, дошел до выхода, развернулся и громко на весь зал сказал: "Прекратить фигню!", но использовал при этом другое, нецензурное слово. Такое тоже бывает.

В спорные ситуации в контакте со зрителями попадают и звезды первой величины. И проблемы не всегда связаны с искусством напрямую – в марте в Самаре на спектакле театра "Современник" Михаил Ефремов в ответ на просьбу зрителя декламировать свою роль громче выругался в его отношении. Часть публики покинула зал. А в апреле на гастролях в Сургуте актеры антрепризы отказались начинать спектакль. Одна из них – Мария Аронова – объяснила со сцены, что не будут играть, пока некая дама, организатор гастролей, не выплатит им обещанный гонорар. Зрители поддержали актеров аплодисментами, и деньги быстро нашлись. Тогда тоже была шумная дискуссия насчет уместности подобных демаршей известных всей стране людей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация