Актуально Как в Киеве создавали новую церковь
• В Киеве объявлено о создании новой церкви, которой Вселенский патриарх даст автокефалию. Первым последствием провозглашения "украинского церковного единства" стало углубление раскола. РПЦ, а вслед за ней Белорусская и Эстонская церкви, и главное – каноническая Украинская православная церковь объявили "объединительный собор раскольников" ничего не значащим. Константинополь же заявляет, что его "милосердие", проявленное к УПЦ МП, исчерпано.
В воскресенье утром глава созданной накануне Православной церкви Украины митрополит Епифаний отслужил свою первую литургию в Михайловском златоверхом соборе. Собор и монастырь до этого относились к Украинской православной церкви Киевского патриархата. О том, что "новая церковь" получила именно такое название, уже сообщили. В 2019 году избранный глава новой церкви отправится в Стамбул, где находится резиденция Константинопольского патриархата, и получит от Вселенского патриарха Варфоломея грамоту о церковной независимости – тот самый томос об автокефалии. Сопровождать его в поездке будет президент Украины. О этом сообщил сам Пётр Порошенко, выступая на Софийской площади по итогам собора. Он также заявил, что томос будет вручён 6 января.
Точка зрения члена Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдана Анатольевича Безпалько.
Получается, что "объединительный собор" на Украине в итоге объединил два раскольнических образования, и теперь у них на основе этого появилась своя церковь. Что будет происходить дальше? Следует ли ожидать усиления атаки Украинскую православную церковь Московского патриархата?
Б. Безпалько: Конечно, следует ожидать усиления давления на УПЦ МП, на отдельных её архиереев, священников и мирян с целью заставить их покинуть УПЦ МП и перейти во вновь образованную структуру – Православную церковь Украины. Убеждён, что подобные процессы в дальнейшем будут только нарастать, и сейчас мы видим, что два митрополита, которые, по сути, поддержали этот раскольнический собор, будут, вероятно, подвергнуты запрещениям со стороны руководства Украинской православной церкви МП. Это Александр Дробинко и Симеон Шостацкий.
Что здесь можно ещё добавить? Епифаний Думенко, который возглавил эту новую церковную структуру, по сути, является мирянином в виду того, что он был рукоположен Филаретом Денисенко, именующим самого себя патриархом, но который был не просто лишён звания монаха и священника, но при этом ещё был выведен за рамки христианской церкви. Поэтому, естественно, всё это очень сильно напоминает клоунаду, особенно принятие патриархом Варфоломеем Епифания Думенко в сущем сане. То есть, по сути, он как бы легализовал человека, подвергнутого анафеме, человека, который, по большому счёту, стал церковным иерархом структуры, не имеющей к церкви почти никакого отношения, кроме формального наименования. Это ещё один раскол.
Не совсем понятна роль П. Порошенко во всём этом. Шло бы всё своим чередом, ну, есть раскольники, что-то они проводят, да и бог с ними, но П. Порошенко здесь при чём? Двигая Украину в Европу, он, похоже, совершенно запутался во времени. Фактически возглавил новую церковь. Для XVII века это было бы, наверное, нормально. А сейчас какова его роль? И самое главное – это как-то связано с его грядущими выборами?
Б. Безпалько: Да, конечно. По большому счёту, у П. Порошенко нет никаких позитивных результатов за всё время его президентства. Результаты очень условные. Например, он мог бы заявить, что освободил Надежду Савченко. Но об этом сейчас он предпочтёт не вспоминать, потому что Н. Савченко стала его противником.
Украинцы при нём получили ограниченный безвизовый режим, который позволяет уже сейчас гражданам Украины ездить в Польшу и там работать батраками. Тоже сомнительное достижение.
Получил также П. Порошенко и несколько десятков "Джевелинов", которые хранятся по семью замками. Собственно, ещё одним из достижений П. Порошенко мог бы стать томос, который он якобы преподнёс своему народу для того, чтобы создать эту церковь.
На самом деле всё это, конечно, имитация. Но такая имитация, которая позволяет ему постоянно трубить о собственных успеха и заявлять о себе как о самом национальном и самом патриотичном президенте. Эти он как бы тонко намекает всем о необходимости сохранить его на этот посту, несмотря на то, что уровень социально-экономического развития Украины не просто снизился, у него вообще сменился вектор. То есть, несмотря на то, что уровень благосостояния граждан упал в разы и продолжает падать.
Вот сейчас уже страны ЕС повысили цены на газ для Украины. Это уже сделала не Россия. Сейчас цена на газ за тысячу кубометров на европейских спотовых рынках составляет 340 долларов. Ну и, соответственно, 1 декабря было очередное повышение цены на газ, которое составило почти 25 процентов. Всё это, конечно же, не оставляет ему никаких шансов в плане экономики, и он вынужден работать в плане эмоций в таком иррациональном поле, где эти доводы не работают.
П. Порошенко сделал заявление, в котором назвал главное условие для снятия военного положения. Оно не будет продлено, "если не произойдёт вторжения российских войск". По его словам, никакое военное положение не будет препятствием для проведения президентских выборов на Украине. Во-первых, сразу понятно, что здесь П. Порошенко явно врёт. И, во-вторых, слова о том, что не будет российского вторжения, попахивают очередной провокацией. Возможна ли какая-то в ближайшее время очередная провокация с украинской стороны?
Б. Безпалько: Эти провокации уже идут. Сообщается из ДНР о том, что там засекли деятельность двух диверсионно-разведывательных групп и пресекли их попытки проникновения на территорию республик. Если бы проникновение удалось, боевое столкновение, как обычно, было бы преподнесено украинской пропагандой, как некая провокация со стороны России. В целом, всё, о чём заявляет украинский президент, не соответствует действительности. Если даже выборы не отменять, то само по себе наличия военного положения, пусть даже в ряде регионов (их 10), позволяет любого человека арестовать, задержать, лишить имущества, распустить партии, организации, прекратить деятельность каких-то структур и т.д. То есть, по сути, можно парализовать любого кандидата и его электорат в случае такой необходимости. А потом провести выборы. И это, соответственно, будет выборами, но выборами без выбора.
Как в Киеве создавали новую церковь
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.