Картинка

Авторские материалы Всё ли то золото, что блестит?

11 января 2019, 12:08

Персоны

Обман в ювелирных магазинах – довольно распространённое явление. Фальшивое золото и камни встречаются даже в крупных магазинах: дешевые сплавы вместо ценных, легковесные изделия под видом полновесных, подмена настоящих камней на стразы. Подделки продают за большие деньги, а многие даже не догадываются, что носят в ушах не бриллианты, а граненое стекло. Как отличить бутафорское украшение от настоящего? Ювелиры раскрывают тайны драгоценного бизнеса в материале корреспондента "Вестей ФМ" Марии Скородилко.

Известные бренды зазывают покупателей на огонек невероятных скидок, распродаж и бонусов. Будьте осторожны: слепая покупка всего, что блестит может обернуться не только большими расходами, но и разочарованием. Цена на сырьевое золото за последние 10 лет если и снижалась на какой-то срок, то всё равно выходила в плюс. Именно поэтому рекламные обещания о "кольцах за 999 рублей" – всего лишь обман.

Попадаясь на уловку мошенников, запросто можно купить украшение из дешевого сплава вместо золота. 585-я – самая распространенная золотая проба. Эта цифра означает, что в одном килограмме сплава, из которого сделано украшение, присутствует 585 граммов чистого золота. Высший ранг пробы – 750-я. Золото с оттиском 375 ценится меньше – в нём много примесей, а значит – хуже качество. Неудивительно, что и стоят такие украшения дешевле.

Проблема в том, что магазины зачастую не акцентируют внимание на различиях в качестве металла, а большинство покупателей уверены, что покупают изделие высокой пробы. Ведь производитель фейковых драгоценностей, игнорируя закон, не везде ставит пробу. По правилам в случае, если украшение состоит из нескольких элементов, проба должна стоять на каждом. Конечно, если все эти части сделаны из драгоценных металлов. Хитря, ювелиры соединяют в одном изделии небольшие золотые детали и банальную нержавейку, а нужные цифры на пробе не всегда читабельны.

Ради эксперимента мы попросили женскую часть нашего коллектива проверить, стоят ли отметки качества золота на личных украшениях. И вот, что получилось: рассмотреть без лупы цифры внутри этих проб просто невозможно. Исключение – серьги с высшей отметкой качества 750 и другие виды украшений.

Продажа легковесного изделия под видом полноценного украшения – еще одна распространённая уловка ювелирных магазинов. Используя заготовки золотых кулонов, производители фальшивок вставляют в обрамление из драгоценного металла тяжёлый фианит. Далее в информации о товаре указывается совокупный вес камня и его металлического обрамления. Зачастую тяжесть таких украшений выглядит вполне существенно. На деле оказывается, что самого драгоценного металла в изделии крайне мало, а основной вес приходится на синтетический камень. Также возможны варианты, когда для экономии металла изготавливаются полые украшения или выпуклые только с одной стороны. Выглядят они при этом как полновесные изделия, а производственная стоимость их равна бижутерии из пластика.

Самым обидным обманом в мире ювелирной бутафории для покупателя становится метод, когда ювелиры соединяют драгоценные и фальшивые камни в одном украшении. Покупая украшение с бриллиантами, нередко в настоящей ювелирной реликвии можно обнаружить целую россыпь фианитов, окружающих один очень маленький настоящий бриллиант.

В желании заработать некоторые ювелиры используют синтетические камни вместо натуральных. Речь не идёт о пластмассовых или стеклянных имитациях. Сверкающая "синтетика" выращивается особым способом, который имитирует природный процесс формирования камня. Благодаря этому на выходе фейковый минерал имеет структуру не только аналогичную натуральной, но и может превосходить настоящего "собрата" по красоте цвета.

Мастерскую по производству таких бриллиантов можно создать прямо на кухне. Все, что нужно для создания блестящих камней, – несколько графитовых стержней из простых карандашей, чистые емкости, оливковое масло, хлопковая нить и – бинго! – микроволновка. Рецептов по изготовлению алмазов в Интернете много. Ожоги и разочарование – удел всех, рискнувших провести данные фокусы у себя дома.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Алмаз – это углерод. Но также углеродом является грифель в карандашах. Да, ребята, всем известный грифель. Их разница заключается только в строении кристаллической решетки, в цвете и в цене. Итак, вот наши алмазики уже почти готовы. Даже уже совсем готовы. Степ, может, продадим их? – Ты не понял прикола? Они ненастоящие. Я просто бусы кинул... – А они, бусы, не алмазные? – Нет, это просто пластмасса.

Технология синтетических кристаллов сложна, и производятся они только в заводских условиях. Подделки же делали во все времена. Под сомнение могут попасть даже бабушкины украшения, доставшиеся вам по наследству, говорит ювелир Вадим Сахаров.

САХАРОВ: Бриллиант, изумруд, рубин и сапфир – вот четыре камня, которые подделывали всегда, во все времена. Приходят люди, приносят изделия с большими красными камнями. У каждой бабушки из СССР есть кольцо или сережки с такими камнями. И все бабушки СССР думают, что это рубины. На самом деле это обычная стекляшка, обычный карут, синтетический камень. Ничего не стоит абсолютно. Я их лично собираю и бросаю в аквариум на дно. Они хорошо блестят".

Отличить искусственный камень под силу только профессионалу-геммологу. Солидные фирмы обязательно указывают реальный состав украшения на этикетке. Скорее всего, пометки типа "синтетический рубин" или "выращенный изумруд" окажутся правдой. Как самому отличить золото от олова, а сапфир от богемского стекла, рассказывает главный эксперт Геммологической лаборатории МГУ Александр Столяревич.

СТОЛЯРЕВИЧ: Бриллианты чаще всего покупают в изделиях. Если они не закреплены, то такие камни должны сопровождаться сертификатом, где четко и понятно написано, что это – природный бриллиант или синтетически произведенный камень. Но это в сертификате обязательно указывается. Если камень в изделии, то к нему прилагается ярлычок, в котором производитель этого изделия несет полную ответственность за те вставки, которые там находятся. Самостоятельно отличить бриллиант от имитации сложно. То есть только в лаборатории вам точно скажут, что это.

Ювелирный рынок наводнен подделками. Огромное количество фальшивок поступает из Китая, Турции и Италии. Подделкой золота занимаются и российские умельцы. Еще одним методом ювелирного обмана является принцип гальванизации – прием, при котором производители драгоценностей покрывают один металл другим. На прилавках ювелирных магазинов такие украшения маркированы как "посеребренные" и "позолоченные".

Отличить подобные дешевки от дорогих украшений сложно. Водные процедуры и даже специализированная техника по выявлению металла могут дать сбой. Зачастую, выявляя драгметалл, в ломбардах использую простой дедовский метод – царапины или надпил ювелирного украшения с последующей проверкой реактивом.

Чтобы самостоятельно проверить драгоценность, можно на незаметном участке слегка поскоблить изделие. Позолота слегка отстанет, а золото будет неизменным. Самый простой способ, который вскроет наиболее наглые фальшивки, – приложить к украшению магнит. Золото и серебро относятся к диамагнетикам, поэтому никак не отреагируют на такую проверку. Железка же, даже с хорошей позолотой, моментально прилипнет к поверхности магнита.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация