Авторские материалы Дрифтеры будут выпускать пар на спецплощадках, автохулиганы – в тюрьме

26 января 2019, 04:19

Персоны

Дорожным лихачам может грозить тюрьма. В Госдуме обсуждают закон об ужесточении наказания для стритрейсеров. Любителям погонять по городским улицам может грозить штраф до нескольких десятков тысяч рублей или даже заключение – до 5 лет. Однако, помимо наказаний, любителям дрифта могут предоставить и специальные площадки, где гонщики смогут выпустить пар. Корреспондент "Вестей ФМ" Александр Санжиев расскажет подробнее.

Дым, рев моторов и запах жженой резины – любители скорости жмут по газам. Гонки на автомобилях для некоторых – самый любимый вид развлечений.

К примеру, едва ли не каждый вечер на территорию главного здания МГУ стягиваются любители автомобильных гонок. Там умудряются ездить даже по глубоким газонам и крутым лестницам. В какой-то момент администрация университета даже пыталась изгнать шумных гостей – рабочие установили множество бетонных клумб, однако воз и ныне там: гонщики все же нашли небольшую площадку и продолжили устраивать заезды, мешая студентам в общежитии учиться и спать.

Нарушают спокойствие и в спальных районах – устраивают дрифт прямо на парковках торговых центров. Жители окрестных домов негодуют: "Проснулась в 2:30 ночи от громких звуков. Схватила топор и побежала разбираться".

Маневры с участием лихачей словно вышли из-под контроля. Гонки без правил – по улицам и даже тротуарам – регулярно попадают в сводки происшествий. Все рекорды по нездоровой популярности уже побила одиозная Мара Багдасарян. А нашумевшее видео ночных похождений так называемой золотой молодежи с участием сына вице-президента крупной нефтяной компании Руслана Шамсуарова и вовсе стало сомнительным хитом Интернета.

Показательные заезды гонщики устраивают ради быстрой популярности, комментирует психолог Аннета Орлова.

ОРЛОВА: Им кажется, если они будут выглядеть героически, если они будут такими мачо, если они будут буквально всю дорогу мять под себя, то это будет характеризовать их как людей сильных.

Но шуточные гонки зачастую приводят к трагическим последствиям для обычных пешеходов. Так, 26-летний мажор на элитном внедорожнике, пролетев на высокой скорости, насмерть сбил москвича, после чего пронесся еще сотню метров, рассказывает вдова погибшего Ирина Шестакова.

ШЕСТАКОВА: Люди целенаправленно убивают других людей. Почему же наше правосудие не может ничего с ними сделать?

В Госдуме предлагают ужесточить наказание для гонщиков – ввести крупные штрафы и даже уголовную ответственность, говорит зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

ВЫБОРНЫЙ: Мы понимаем, что гибнут люди на дорогах, кто-то потерял родных или близких именно из-за автохулиганов. В рамках рабочей группы мы прорабатываем все предложения, которые поступили на этот счет.

Согласно задумке законотворцев, любые уличные гонки предлагается квалифицировать как "грубое нарушение общественного порядка при движении по автомобильным дорогам и пешеходным зонам". От степени тяжести нарушения правил дорожного движения будет зависеть и мера ответственности: их могут квалифицировать по административным или уголовным статьям.

К примеру, за проезд по тротуару хотят наказывать штрафом в 50 000 рублей или лишением прав на срок до 6 месяцев. Если же нарушитель создал при этом угрозу жизни и здоровью пешеходов или был задержан повторно за аналогичное нарушение, ему может грозить штраф уже до 500 000 рублей или даже лишение свободы сроком до 5 лет. Ну а организаторов незаконных соревнований планируют штрафовать на 800 000 рублей.

В качестве профилактики повторных нарушений рассматривается введение залога, который будут взимать в пользу государства, если водитель вновь пойман за похожее нарушение. Но если провинившийся водитель в течение определенного судом времени смог исправиться, залог возвращается в полном объеме.

Между тем эксперты подозревают, что ужесточение мер приведут к обратному эффекту – гонять будут еще больше. Более того, появится поле для коррупции: владельцы элитных машин найдут способ откупиться и продолжат развлекаться на дорогах пуще прежнего. Поэтому нужно все же дать возможность выпускать пар всем тем, кто в этом нуждается. Например, открыть специальные площадки для дрифта, говорит автоэксперт Сергей Герваш.

ГЕРВАШ: Увлечение автоспортом – это одно. А бездумная езда на огромных скоростях по городу – это совершенно другое. Если человек увлекается автомобилями, тюнингом, достижением каких-то результатов, да и просто повышением водительского мастерства, то необходимо выделять какие-то площадки, какие-то места, где он мог бы это реализовывать.

В Москве уже открыли одну подобную площадку – в Печатниках, однако некоторые водители по-прежнему устраивают гонки на городских улицах. На таких автохулиганов как раз и нацелены поправки в закон. Однако подобная идея обсуждается уже порядка 3 лет, и до сих пор она осталась лишь на словах. И дело, может быть, в том, что законотворцы затрудняются описать на бумаге, чем, например, обычный гонщик отличается от стритрейсера, в каких случая расценивать действия как обычное нарушение правил дорожного движения, а в каких – как злостное хулиганство на дорогах, говорит председатель правления "Гильдии автошкол России" Сергей Лобарев.

ЛОБАРЕВ: Давайте определим критерии опасного вождения. Что является опасным вождением? За какой период по времени, по расстоянию? Предположим, в те же "шашки" играют. На каком расстоянии? На протяжении километра? Или, может быть, утром сделал одно нарушение, а к вечеру – второе. Сколько километров? И многие другие вопросы. Давайте определим, что такое экстренное торможение. Может, была в этом необходимость. Кто будет фиксировать?

Но пока же "подрезать крылья" гонщикам может только полиция. И то если догонит. До уголовной ответственности доходит лишь в случае с погибшими. Предотвратить печальные последствия, вероятно, получится, как раз когда и ужесточат наказание за лихачество.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация