Авторские материалы Очередное "чудо реставрации": в столице рабочие изуродовали здание XIX века

29 января 2019, 16:01

Персоны

Очередной скандал вокруг ремонта здания XIX века в столице. На сей раз пострадал бывший доходный дом Константинова в Сверчковом переулке. Ремонтники до неузнаваемости изменили 2 из 10 горельефов на фасаде здания. Первым об этом в соцсетях написал житель Москвы Роман Попов, выложив на своей страничке фото изуродованного здания. Подробности выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Дом Константинова уже окрестили "чудом московской реставрации": 2 горельефа, на которых изображены сидящие женщины, изменились до неузнаваемости. После ремонта фасада вместо точеных лиц, сотворенных в XIX веке, предстали головы непонятных существ. "Это не реставрация, а лепка на свободную тему", – говорят специалисты. Координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин сомневается, что первоначальный фасад вообще пытались сохранить.

РАХМАТУЛЛИН: Здесь его, по-видимому, не просто залепили слоями краски, а именно попытались вылепить из него что-то заново.

Так называемую реставрацию, а попросту – ремонт на свой вкус без надзора и согласований, в доме Константинова явно проводили неспециалисты. Подрядчиков, нанятых собственниками, мало волнует историческая ценность. У них ценности другие, сетует москвовед, редактор проекта "Прогулки по Москве" Александр Усольцев: деньги, сроки, выгода.

УСОЛЬЦЕВ: Собственник нанимает рабочую силу, которой важно сдать объект в кратчайшие сроки, выкрасив все побелкой. У тех, кто выполняет эти работы, нет никакой квалификации. Это люди, которые красили забор всю жизнь. Прораб, который их нанимает, у него есть сроки, у него есть деньги, которые надо быстренько освоить, и ему все равно, что с этим зданием будет не только через 20 лет, но и через год.

С домом Константинова так поступили, скорее всего, потому, что формально он – не памятник архитектуры, а "ценный градоформирующий объект". Это вид зданий, которые подлежат сохранению, поясняет Рустам Рахматуллин.

РАХМАТУЛЛИН: Так бывает, когда вместо департамента культурного наследия, который рассматривал бы проект ремонта заранее, приходит департамент ЖКХ. А в случаях, когда дом не является памятником, у департамента ЖКХ есть карт-бланш. А случаев, когда барельефы на библейские или античные темы закрашиваются просто слоями краски, масса.

2 российских здания даже попали в мировой топ самых неудачных примеров реставрации исторического наследия – это доходный дом Бадаева в Санкт-Петербурге и торговый дом Кузнецова в Москве. Первый стал печально знаменит после того, как его отреставрировали в 2010. Среди лепных украшений на фасаде много лет красовалась нимфа со скрипкой. После ремонта она, по меткому признанию острословов, превратилась в "степную бабу", в которой с трудом угадывалась былая грация.

Петербургские активисты потребовали "реанимировать" прекрасную нимфу после "неудачной скульптурной пластики" и выявить тех, кто ее изуродовал. После того как подключились СМИ и прокуратура, у нимфы появился шанс вернуть первоначальную красоту.

Московский товарищ по несчастью дома Бадаева – дом Кузнецова, что расположен на Мясницкой улице. Здесь до неузнаваемости изуродовали бога Меркурия. Изящный кудрявый юноша превратился в нечто монголоподобное, что не свойственно было древнеримским богам. Нос стал крупнее, да еще и сполз к верхней губе, рассказывает Александр Усольцев.

УСОЛЬЦЕВ: На Мясницкой, на доходном доме "фарфорового короля" Кузнецова барельефы просто изуродовали. Тогда пришли надзорные органы и заставили собственника нанять нормальную реставрационную мастерскую, которая привела эти исторические элементы в надлежащий вид.

Произошло это, по словам краеведов, достаточно быстро. Сказалось то, что в это время обновляли всю Мясницкую.

Увы, подрядчики зачастую заведомо пренебрегают работой над эстетическими, историческими, культурными элементами фасадов, прикрываясь сроками, сметами и прочими атрибутами строительства. Особенно когда юридически это допустимо, поясняет Рустам Рахматуллин.

РАХМАТУЛЛИН: Когда речь идет о застройке в исторической среде, не имеющей охранного статуса, все подвисает на честном слове, становится жестом доброй воли. Поэтому полномочия департамента ЖКХ здесь должны быть сокращены. Полномочия департамента культурного наследия – увеличены.

Работам над памятниками предшествуют проект и согласование региональными органами охраны памятников. Во всех иных ситуациях эти требования не действуют. Подрядчики это хорошо усвоили и буквально лепят на свой не самый изысканный вкус новые фасады на старинных зданиях. И пусть дома изменены до неузнаваемости, главное – работы выполнены в срок.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация