Авторские материалы Airbus летает на "желе"
Персоны
Машины летают, но осадок остаётся. Несколько странных и тревожных случаев было зафиксировано Росавиацией. Экипажи двух перевозчиков – Nordwind и Red Wings – якобы обнаружили в керосине из их самолетов непонятное желе. Потенциально это могло привести к перекрытию топливных магистралей и остановке двигателей в полете. Странно также и то, что эта находка коснулась бортов только одного производителя – европейского Airbus. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артёмова.
В августе 2018 случились 2 инцидента. 8 числа экипаж самолета компании Red Wings, летевшего из Иркутска в Москву, заметил сигнализацию засорения топливного фильтра. Рейс был продолжен. А после посадки в Москве в топливном фильтре были найдены мутные частицы, которым по всем стандартам там быть не положено. 14 августа самолет компании Nordwind заправлялся перед вылетом в турецком аэропорту Бодрум. Электронный индикатор, доложили пилоты, во время заливки бака показывал совершенно непонятные знаки – какие-то оранжевые кресты вместо цифр. Самолет прилетел в Москву. Остатки топлива слили – в том числе и в пластиковую бутылку. На дне, по сведениям ряда источников, осело какое-то полупрозрачное желе. Фотография этой бутылки с содержимым, как сообщил портал Life, даже стала частью официального письма Росавиации во все авиакомпании с предупреждением и рекомендациями.
Рекомендации были таковы: познакомить с ситуацией всех наземных техников и специалистов заправочных комплексов. Экипажи самолётов должны внимательно следить за показанием приборов во время закачки топлива. Если в керосине обнаруживаются примеси или индикация дает сбои – собирать пробы из баков и отправлять на анализ в государственную лабораторию.
Так что же было в баках? Портал Life публикует слова заместителя руководителя Росавиации Олега Сторчевого: "На фильтрующих поверхностях обнаружены каучукоподобные соединения полисилоксанов, появившиеся после полимеризации желеобразной субстанции". По его мнению, это могло быть как-то связано с условиями работы топливной системы.
Интересно, что желеобразный осадок дал о себе знать в одной марке самолетов – Airbus. В первом случае – А-320, во втором – А-321.
Волноваться ли людям, покупающим билеты на воздушные перевозки? Наверное, да, отчасти. Ведь пассажир вверяет свою судьбу при посадке на борт в руки наземного персонала, который обслуживает и заправляет самолет, а затем – в руки экипажа. Но можно уверенно говорить, что большинство людей, даже часто летающих, вряд ли внешне отличат модели Boeing от моделей Airbus, пока из спинки впереди стоящего кресла не возьмут буклет о безопасности, где указана марка самолета.
И что дальше? Кричать "выпустите меня отсюда!", если это Airbus, и "срочно пересадите в Boeing!"?
Согласно реестру сертификатов летной годности, выданных Росавиацией, по последним данным от декабря 2018 года, российские перевозчики используют 332 самолета европейского концерна Airbus и 321 самолет американской компании Boeing. Примерно поровну. И хоть машины эти отличаются во многом, рассказал нам руководитель отраслевого консалтингового агентства "Инфомост" Борис Рыбак, сетовать на разницу их топливных систем не приходится.
РЫБАК: Конструктивно никакой разницы между топливными системами Boeing и Airbus не существует, это совершенно точно, хотя бы по той простой причине, что компоненты этих топливных систем поставляют одни и те же компании.
И потому аналитики полагают: если новость проистекает из кулуаров конкурентной борьбы гигантов авиаиндустрии, то тема для нее выбрана откровенно непрофессионально.
Но вдруг самолетам различных марок заливают разное топливо? С этим вопросом мы обратились к начальнику отдела авиатопливообеспечения Научного центра аэропортовой деятельности Станиславу Поплетаеву.
ПОПЛЕТАЕВ: Это – складское хозяйство, куда топливо поступает и оттуда в самолеты идет.
КОРР.: В общем, нет такого, что отдельная марка топлива – для Boeing, отдельная – для Airbus?
ПОПЛЕТАЕВ: Нет, конечно.
КОРР.: То есть из одной бочки?
ПОПЛЕТАЕВ: Из резервуаров единых.
Значит стоит приглядеться к резервуарам – что в них. Одна из версий появления примесей есть у руководителя портала "Авиа.ру" Романа Гусарова. 10 лет назад уже упомянутая компания Red Wings тоже оказалась невольно пострадавшей в похожем случае.
ГУСАРОВ: Произошли 2 случая засорения топливных фильтров. После их снятия, после изучения топливных баков там была обнаружена такая маслянистая субстанция. И по результатам исследований, которые проводились в ГосНИИ гражданской авиации, был сделан вывод, что маслянистая субстанция образовалась ввиду смешения двух видов топлива – естественного, нефтяного происхождения – керосина, и биотоплива. Как раз в то время начались эксперименты с подмешиванием биотоплива в авиационное. Вывод сделал институт, что даже не в момент заправки, а в процессе длительного нахождения в одной и той же ёмкости двух разных типов топлива, то есть биотоплива и нефтяного – керосина, происходит выпадение такого маслянистого осадка.
В 2015 году в России была отменена обязательная сертификация топливозаправочных комплексов в аэропортах. Но, независимо от этого, причины двух прошлогодних инцидентов с загрязнением керосина нужно искать за пределами нашей страны, полагает Роман Гусаров.
ГУСАРОВ: В общем-то, сейчас все абсолютно отдано на откуп и производителям-поставщикам, топливозаправочным и авиакомпаниям. Но с того момента не было ни одного прецедента, чтобы в бак воздушного судна попадало некачественное топливо. Несмотря на отсутствие сертификации, в целом есть система контроля, она осталась. И лаборатории существуют, и топливо на всех этапах доставки в крыло контролируется. Потому топливо, которое вызвало подобный эффект, сейчас определить уже будет сложно. Но однозначно, что это – не из-за заправки в российских аэропортах.
Один из экспертов в сфере наземного обслуживания составил для нас еще одну гипотезу: вероятно, в каком-то из аэропортов был автомобильный заправщик с осадком в баке. Вероятно, это был не очень крупный аэропорт, потому как заправщик там был старый. И его цистерна прохудилась и потекла. А поскольку этот заправщик был и единственным, техники-умельцы просто от души замазали прорехи герметиком. И герметик уже попал в топливо.
То, что желе в керосине нашлось с разницей в неделю, а потом более не попадалось, хотя российские самолеты выполнили с тех пор десятки тысяч рейсов, как раз и говорит о частном случае. А здесь уже Росавиации стоит взять графики полетов обеих машин и сопоставить: не было ли в конце июля – начале августа 2018 у них общей точки заправки? И вторая версия здесь не противоречит первой – это мог быть аэропорт и в России, и за границей. Известно, что и Red Wings, и Nordwind частенько подряжаются на чартерные туристические перевозки. Август – разгар сезона, и нельзя исключать, что машины могли оказаться в один день в одном аэропорту, например, Турции и получить заправку керосином из одной и той же цистерны. Все это тщательно записывается в служебных документах авиакомпаний.