Картинка

Авторские материалы "Ничего, что я Чехов?": гений театра в "Модерне"

10 февраля 2019, 07:49

Персоны

"Ничего, что я Чехов?": в театре "Модерн" вышел спектакль о жизни и любви Михаила Чехова и его супруги Ольги. Он спорил с самим Станиславским, дружил с Мэрилин Монро, преподавал актерские техники в Голливуде. Она стала актрисой Третьего рейха, знала секреты Гитлера, диктовала условия Берии. Их брак продлился год, а связь не прерывалась до конца жизни. Вечный творческий поиск, страх одиночества и жажда любви – вот главные темы спектакля. Минимум декораций и актерская искренность – основные его приметы. На генеральном прогоне побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.

Венчались они в церкви – между утренней репетицией и вечерним спектаклем. Он – начинающий артист, балагур, беспечный гуляка. Она – девушка из приличной семьи, племянница мхатовской легенды – Ольги Книппер. За год совместной жизни Олечка Чехова выбросила из дома не один десяток пустых бутылок и выпроводила полк хорошеньких актрис. А еще она, как под гипнозом, слушала долгие хмельные споры своего мужа, его друга Женьки Вахтангова и прочих молодых студийцев, которые "болели" сценой. Говорит худрук театра "Модерн" Юрий Грымов.

ГРЫМОВ: Этот спектакль посвящен актеру. Здесь вы можете почувствовать вкус студенчества, театральной общественности, театрального бомонда… В этом спектакле есть магия театра. Есть такая "профессия" – актер. Есть строитель, есть сантехник, есть летчик – это профессии. Актер – это не профессия, а образ жизни, и это – диагноз. Это люди, которые себя отдали полностью театру и служению искусству.

Пока Михаил служил сцене, Ольга боролась за выживание: прокормить единственную дочь, не дать погибнуть матери, изнеженной дворянским бытом, – вот сверхзадачи молодой эмигрантки Чеховой в Берлине в начале 20-х годов. Там ее нарекут "мадам Чехофф" и не возьмут на работу ни белошвейкой, ни продавщицей. Русскую красавицу с немецкими корнями пригласят в синематограф. И она довольно легко станет звездой в этих предлагаемых обстоятельствах. Рассказывает исполнительница роли Анна Каменкова.

КАМЕНКОВА: По мере того, как начинаешь с ней знакомиться и начинаешь "в нее влезать", она – грандиозная личность. Она – великая, очень мощная фигура … Это не значит, что она была очень хорошей артисткой. Она была невероятным человеком и красоты невероятной, она умела этим пользоваться. И она вылезала из самых пиковых ситуаций, когда любой человек уже бы уполз. Нет, она женственна и сильна!

Спектакль "Ничего, что я Чехов?" – это архивные тексты, переведенные на язык театрального действия. Живая ткань постановки рождалась из "шуршания мемуарных страниц". Изначально такой проект казался неподъемным, признает Юрий Грымов, однако аргументы в пользу дела оказались весомее.

ГРЫМОВ: Это прямая речь, или документы, или воспоминания великих людей театра России. Все это было написано с большой любовью к театру. И вот это сочетание возбудило у меня интерес поставить то, что нельзя поставить. Мы же не можем поставить бухгалтерский учет, или архив, или биографию – это будет, наверное, скучно. Есть жанр биографических фильмов, но они бывают скучны. Здесь есть пластика гения актера. И весь спектакль посвящен гению театра и году театра.

Сценография постановки лаконична: черно-белые тона, прямоугольные тумбы, стул, стол, цирковое кольцо – символ "крылатой" судьбы Ольги Чеховой. Важный, но невидимый герой спектакля – музыка – то медлительно затихает, то врывается напористым крешендо, заполняя извечные актерские паузы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация