Авторские материалы Сколько стоит личная автожизнь?
Персоны
Автолюбители начнут зарабатывать на своих поездках. Машину можно будет полностью окупить, если продавать данные с её датчиков, уверяют эксперты. Сколько стоит личная автожизнь, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.
Российским автомобилистам обещают безбедное будущее. Через несколько лет машины станут настолько "умными", что полностью себя окупят. Доход принесут показания датчика внешней температуры и пробега, видео с регистратора и даже плейлист автомагнитолы. Владельцу останется лишь выбрать – продать эту информацию или нет.
Эксперты примерно подсчитали, сколько стоят данные машины за 2 миллиона рублей. Вместе с договором купли-продажи человек подписывает соглашение, подтверждающее, что на всё время владения машиной он готов передавать историю своих передвижений. Показания температурного датчика оценили в 300 000 рублей – эти данные могут заинтересовать самих автопроизводителей. Если водитель готов делиться картинкой с видеорегистратора или навигатора – ему доплатят ещё 200 000 – например, составители цифровых карт. И так далее, в зависимости от того, какая информация – в цене. Таким образом можно отбить стоимость машины, говорит официальный представитель НТИ "Автонет" Ярослав Федосеев.
ФЕДОСЕЕВ: Автомобиль можно будет приобрести теоретически по себестоимости, если полностью все эти данные, вплоть до перемещения автомобиля по России, будут передаваться в единую базу данных. Одними из первых потенциальных покупателей могут стать страховые компании. К примеру, у них появится новая услуга – возможность застраховать автомобиль по каско, если вы едете точно по трассе М-11.
Технически превратить машину в один передатчик несложно – бо́льшая часть работы уже проделана автопроизводителями. Современные машины напичканы блоками управления, в них есть информация практически обо всех узлах и агрегатах, а за поездками следит навигатор. Система каждые несколько секунд отслеживает передвижение, пока водитель добирается более свободным маршрутом. Причем необязательно продавать данные о машине онлайн: их можно передать при очередном визите на сервис, отмечает технический директор навигационного холдинга SpaceTeam Михаил Постников.
ПОСТНИКОВ: Эти данные могут обрабатываться различными интересующимися компаниями, например, автопроизводителем, который получает объективную информацию об эксплуатации транспортных средств. Страховые компании точно могут быть заинтересованы в этой информации, потому что она позволяет им минимизировать риски, тем самым использовать более низкие тарифы для тех или иных групп граждан, которые либо аккуратно эксплуатируют транспорт, либо мало ездят.
Такая система может заработать через 5 лет, говорят в "Автонете". Надо лишь подтвердить законом, что человек владеет не только машиной, но и всей информацией, которую она генерирует. Автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто полагает, что самоокупаемые автомобили появятся не так скоро. "Умным" машинам нужны "умные" дороги, которых у нас пока нет.
МОРЖАРЕТТО: У нас нет современных трасс, которые могли бы обмениваться информацией с автомобилем и, соответственно, передавать от автомобиля к автомобилю. Мы пока не можем обеспечить телефонную связь даже на федеральных трассах. А для работы таких систем нужно достаточно плотное покрытие Интернетом. Нужна ещё серьёзная законодательная база, которая бы не позволила залезть в чужие персональные данные первому встречному.
Автожизнь станет "прозрачной", и не всех это обрадует. Наш опрос показал, что только четверть автовладельцев готова сообщать о поездках в обмен на бонусы. Остальные предпочитают купить машину за те же 2 миллиона рублей и не делиться информацией.