Авторские материалы Российские вина "привяжут" к географии
Персоны
Российские вина могут сменить маркировку. Те из них, которые разливают из импортных материалов, могут потерять право носить местные названия. Президент Путин ранее поддержал идею дополнительно защитить географические наименования, чтобы, например, крымские вина производили из винограда, выращенного строго в Крыму. Что сейчас разливают под этой маркой – выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
В России сложились очень либеральные порядки в отношении географии вин. Оно может называться российским, крымским или кубанским даже в том случае, если ввезено из-за границы. Многие производители так и делают: закупают виноматериалы за рубежом (фактически это готовое вино или концентрат, который привозят в цистернах), а уже на территории России его разливают, разбавляют и маркируют. По такой технологии производятся самые недорогие марки, называемые в народе "порошковым вином". Об этом рассказал президенту на встрече с общественниками в Крыму винодел Павел Швец.
ШВЕЦ: До сих пор в России местом происхождения вина, которое пишется на бутылке, является место, где оно разлито по бутылкам, а не где выращен виноград. Все вина мира вроде "Кьянти", "Шабли", "Божоле" – мы понимаем, что если там так написано, то внутри будет вино определенного типа и стиля, созданное на этой территории. У нас же до сих пор слово "Крым" могут написать где угодно. Можно привести цистерну вина откуда угодно в мире, налить в Крыму – будет крымское, в Севастополе – севастопольское, в Кубани – кубанское. Это серьезная проблема, которая мешает развитию отрасли.
Проблема в том, что это – абсолютно законная практика. И те, кто честно выращивают виноград, например, в том же Крыму, вынуждены конкурировать с теми, кто только называет свою продукцию крымским вином. В плане качества они могут отличаться очень сильно. То, что виноматериалы – импортные, не обязательно означает, что они хорошие. Зачастую это часть урожая, которую сами европейцы пить не станут ни за какие деньги. Комментирует руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами и бутиками компании "Классика" Илья Вейнберг.
ВЕЙНБЕРГ: Если вина очень дешевые, если они на полке идут по 100-200 рублей, очевидно, что чаще всего там используется виноматериал, причем дешевый, привезенный извне. Обычно это Италия, Испания или Чили. Корабль с материалом заходит в порт, его тут же разливают. То есть на сегодняшний день, читая этикетку, вы не можете понять, действительно это крымское вино, или оно европейское, но бутилированное в России и тоже называющееся вином.
Кроме как по цене узнать эти псевдороссийские напитки можно по составу. На них обычно честно пишут (производители просто обязаны это делать), что напитки изготовлены из привозных виноматериалов. Путаница с географией пока есть, но ожидается, что со временем эта проблема будет решена. Уже более 3 лет в России действует режим присвоения географических наименований вин, но он не защищает от подделок. Нет органа, который бы следил за пересечением наименований и запрещал бы фасовщикам использовать на этикетках названия, похожие на аутентичные местные. За рубежом долгое время тоже существовала такая проблема, причем в ряде стран ушло более сотни лет на то, чтобы создать реально работающий режим защиты географических наименований, продолжает Илья Вейнберг.
ВЕЙНБЕРГ: У них никто не может вложить под географическим наименованием виноград даже не из своей местности, потому что сосед за соседом следит. Не знаю, насколько это красиво и этично, но факт. У нас это просто должно быть отработано. Я так понимаю, что к нам оно тоже придет со временем. А пока не понятно, какая организация могла бы заниматься этим. Потому что у РАР (Росалкогольрегулирования), например, совсем другие функции.
Самое важное, что должен знать покупатель: на этикетке настоящего российского вина нужно искать указание на то, что оно числится в реестре защищенных наименований. Если есть аббревиатура ЗГУ и после него назван конкретный регион, то ему верить можно. Защищенных географических указаний (так это расшифровывается полностью) больше десятка. Например, есть такие, как "Нижняя Волга" (это Волгоградская область), просто "Кубань" или более конкретно "Кубань. Анапа". Кроме ЗГУ настоящее местное вино может иметь более эксклюзивную маркировку ЗНМП (защищенное наименования места происхождения). Их совсем немного, всего 6 штук, это конкретные разновидности вина, производимого на именных российских виноградниках, которые "застолбили" за собой удачный сорт, привязанный к своему району, местечку или известной с давних времен марке. По аналогии с тем, как в Европе существуют вина, объединенные некой общей историей, поясняет Илья Вейнберг.
ВЕЙНБЕРГ: То есть существуют привязанные территории, где можно выращивать определенные сорта винограда и наименования. То есть вино, произведённое из этих сортов, называется неким названием вина. Скажем, кьянти – это и зона, и название винограда, закрепленное за этой зоной, чаще всего это исторически сложившиеся сорта.
По словам виноделов, лучшие российские сорта ни в чем не уступают импортным. Но в отличие от привозных марок они не имеют элегантного шлейфа древней истории. Строгое разделение по географии как раз и позволит решить эту проблему. Вина географического наименования обретут свой индивидуальный стиль, вкус и армию ценителей. Такие вина станет гораздо сложнее спутать с разбавленными концентратами из дешевого сусла.