Авторские материалы Зрелище не для всех: кому не стоит ходить в иммерсивный театр
Персоны
В Петербурге на иммерсивном спектакле зрители получили пощечины. Такой формат постановок, в которых участниками действия становятся не только актеры, но и публика, становится всё популярнее, причём не только среди взрослых. Почему? Разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Александра Писарева.
За свои же деньги получить по лицу: в Петербурге посетительнице иммерсивного спектакля дали пощечину. В последний день марта Алия с подругой отправилась на постановку, посвященную переживанию пыток и насилия. На входе единственной инструкцией стала брошюра, в которой было написано, что взаимодействовать с героями и пространством посетители могут так, как захотят. Именно это и решила сделать девушка, когда, по её словам, действо зашло слишком далеко: несколько артистов раздевали и унижали других. А зрители безучастно смотрели. О случившемся дальше Алия рассказала на своей странице в соцсети – запись за 2 дня собрала сотни просмотров и комментариев.
АЛИЯ: Мы с моей подругой зашли в зал. Мы никого не трогали, не били. Мы включили музыку и сказали: "Давайте вместо насилия просто потанцуем и закончим это". Потом мы начали ходить между людьми, которые там находились, и говорить, что наблюдать за насилием – это тоже насилие. И давайте прекратим это. Нас было несколько человек. В какой-то момент одна из актрис подбежала к нам с подругой и дала нам наотмашь серьезные пощечины.
Деньги за билеты, как уверяет девушка, ей так и не вернули. Но предлагали, парирует уже в своём аккаунте режиссер спектакля. По её словам, зрители должны были понимать, куда идут. Впредь с посетителями планируют подписывать соглашения. Такая бумага в любом случае не спасет от претензий, поясняет руководитель Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев. За последствия придётся отвечать.
КНЯЗЕВ: Женщина эта может запросто подать заявление в отделение полиции. В принципе этот удар не отличается от нанесенного на улице или в ресторане. В законодательстве нет такого, что тебя в театре могут бить. Может быть бумага, подтверждающая законность действия, как мы подписываем, когда даем право на показ нас по ТВ или разглашение данных. Но бумага, разрешающая все что угодно с вами делать, убивать и так далее, не имеет смысла.
Иммерсивные спектакли предполагают погружение зрителей. Они как бы оказываются в смоделированной реальности. На Западе подобные развлечения существуют давно – к примеру, нью-йоркскому спектаклю Sleep No More, который сегодня рекомендует едва ли не каждый путеводитель, уже больше 10 лет. В Россию такой формат пришёл несколько лет назад. Но предложений сейчас немало – в Москве, Петербурге, Казани и других городах. Стоят такие представления обычно недешево – цены на некоторые доходят до 18 000 рублей (чаще берут 3 000 – 5 000). Тем не менее они пользуются популярностью. Существуют версии и для детей. Однако не у всех в итоге остаются положительные впечатления. Кто-то жалуется на бестолковость действия, духоту и толпу, но встречаются и замечания о грубости актеров. Вот один из отзывов.
ЗРИТЕЛЬ: Актеры могут толкать вас и пихать, потому что они просто не могут иной раз протиснуться через толпу. Или им это нравится.
Другая запись: возможно, жанр нов не только для зрителей, но и для актеров, поэтому они сами не знают границ.
ЗРИТЕЛЬ: В одной из комнат актер сел девушке на колени и зажал ее голову у себя под мышкой. Продержал он ее в этом положении минут десять. Представляю, что она испытала... Разочарование читалось в ее глазах, настроение было испорчено.
Отчасти иммерсивные спектакли напоминают психотерапевтические группы, говорит семейный психолог Анетта Орлова. Вопрос в том, что психотерапевты готовятся к сеансам, обозначая границы для каждого клиента. В театре такого нет. Плюс подходит жанр не для всех – а идут многие, особо не разбираясь.
ОРЛОВА: Это модно. Это что-то новое. Естественно, люди пытаются получать новые впечатления. Слишком много всего, поэтому становится скучно. Чувствительным людям это не подходит. Например, когда приходит человек на иммерсивное шоу, а ему говорят: "Я тебя ненавижу, ты урод, я хочу тебя убить", то для одного – это игра, а для другого – психологическая травма. Потому что он к этому не готов.
Как говорят специалисты, это не повод отказываться от иммерсивных шоу, ведь зависит всё от того, кто их проводит. Между тем это уже не первое модное развлечение, которое оказывается опасным. Россиян, получивших травмы в квест-комнатах, уже десятки. Недавно москвич во время игры сломал позвоночник. Необходимость лицензировать квесты обсуждают не первый год. Теперь такие требования, возможно, начнут обдумывать и для иммерсивных спектаклей.