Авторские материалы Два мира Шекспира, или балет по системе Станиславского
Персоны
В Большом настало время "Зимней сказки". Балет по мотивам пьесы Уильяма Шекспира представлен на Исторической сцене главного театра страны. Новая постановка – это трагедия с добрым финалом. Четкий рисунок классических па-де-де прерывают зигзаги современной хореографии. Танцовщики работают в спектакле буквально по системе Станиславского. В каждом адажио – полное погружение в образ. На генеральном прогоне побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
История – стара, как фраза "быть или не быть". Живут на свете два брата-короля. Один из них – Леонт – правит Сицилией, другой – Поликсен – Богемией. У сицилийца есть сын и красавица-жена Гермиона, которая ждет второго ребенка. Леонт пылко любит супругу, дарит ей изумруды. Но когда Поликсен приезжает к ним погостить и по просьбе Гермионы задерживается на неделю, Леонт резко шагает от любви к ненависти, по пути спотыкаясь о ревность. Это едкое чувство представлено в балете в виде танцующего паука. Рассказывает режиссер-постановщик спектакля Кристофер Уилдон.
УИЛДОН: В пьесе Шекспира есть момент, когда Леонт говорит, что он как будто бы увидел и съел паука. И вот этот образ паука как инфекции, которая заполняет человека, входит в него, мне показался очень выразительным. И по всему тексту Шекспира я искал подобные ключи, чтобы потом передать их в движении. А наш композитор Джоби Тэлб тоже находил специальные инструменты, чтобы передать это чувство ревнивой инфекции, заползающей в организм.
В "Зимней сказке" – две вселенные: напряженная и хмурая Сицилия, в королевских покоях которой совершается смертоносное зло, и пестрая, веселая Богемия, где продолжается жизнь, расцветает любовь. Темно-серые цвета костюмов и декораций, дробные и нервные движения танцовщиков – все это признаки мира печали. В противовес ему мир радости полон красок и чувственных па. Говорит исполнитель роли принца Флоризеля Владислав Лантратов.
ЛАНТРАТОВ: Мы находимся на сцене на протяжении всего второго акта – акта Богемии. Кристофер максимально выжимает любую ноту, любой мотив. Он максимально использует тело артиста и музыку, чтобы это все совпадало. Каждую секунду мы – в движении, каждый момент обыгрывается – то с партнершей, то с кордебалетом. Мой герой – абсолютно пасторален. Он должен изучать свет, как мотылек, как лампочка. Все действие он летает, порхает в любви, в гармонии.
Принц Флоризель влюбляется в юную Утрату – воспитанницу пастуха, которая на самом деле оказывается принцессой сицилийской – дочерью Гермионы, рожденной в разгар ревнивой смуты. Шекспир, с его хитросплетенными сюжетами и шквалом эмоций, помогает танцовщикам показать не только точный па-де-пуассон, но и точеную актерскую технику, улыбается исполнительница роли Утраты Мария Виноградова.
ВИНОГРАДОВА: Это спектакль – драма-балет. Здесь нужно больше даже акцентироваться на актерской игре. Каждый из персонажей имеет свою линию. Если в начале спектакля Леонт – любящий муж, то в конце первого актаон – злодей, который не может контролировать свои чувства. Например, его смех – в полный голос, переходящий в истерику.
О процессе работы над смехом и слезами вспоминает исполнитель роли Леонта Денис Савин.
САВИН: На репетициях Кристофер нам говорил: "Я понимаю, здесь эмоции могут захлестнуть настолько, что забудутся и текст, и техника исполнения. Давайте все-таки будем пытаться, чтобы синтез был некий, чтобы все-таки это было в танце, эмоционально, но – в определенных элементах, не расплывалось".
Мировая премьера балета "Зимняя сказка" Кристофера Уилдона прошла 5 лет назад в Ковент-Гардене. Режиссер признает: для московской постановки он глобально не менял ни либретто, ни сценографию, ни оркестровую партию.