Авторские материалы В такси без лицензии: как петербуржец стал нелегальным извозчиком
Персоны
Житель Петербурга снял видеоролик о том, как можно работать в такси без лицензии, подключившись при этом к системе получения заказов. По словам водителя, компания-агрегатор даже не поинтересовалась наличием разрешительных документов, после чего он в течение нескольких часов практически нелегально перевозил пассажиров. В деталях этой резонансной истории разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Олег Яхонтов.
Перед тем как начать эксперимент, водитель Григорий продемонстрировал свой автомобиль, просроченное разрешение на оказание таксомоторных услуг и собственноручно распечатанные путевые листы.
ГРИГОРИЙ: Всем привет! Сегодня я буду нелегальным таксистом. Вот моя машина, она чистая. Начинаем работу в такси. У меня есть липовый путевой лист. Мне когда-то его дали. Я могу заполнять его сам. Квитанции, смартфон, приложение. Лицензии на мой автомобиль нет! Я нелегал – просто человек со своей машиной. У меня нет ничего! Все, я встал на линию. И в любой момент мне может прийти заказ. Вот пришел заказ!
Далее водитель несколько часов успешно принимал заказы, но, надо отдать ему должное, за подобную нелегальную работу денег он не брал.
Видео вызвало большой резонанс как среди таксистов, так и обычных пассажиров. Отреагировала и сама компания. По словам ее пресс-секретаря Натальи Рожковой, агрегатор – это информационная площадка-посредник, которая связывает водителей и пассажиров. Проверять документы водителей должен таксопарк.
РОЖКОВА: Водителей в системе регистрирует перевозчик, то есть именно таксопарк. Если он разрешил своему водителю работать с фальшивыми документами, то это – грубое нарушение закона. Мы не прощаем такие действия, боремся с ними всеми доступными способами.
То, что водитель при отсутствии разрешения подключился к системе получения заказов, объясняется просто: Григорий когда-то работал в одном из таксопарков, который и выдал ему разрешение. Причем оно выдается не на конкретное лицо, а на автомобиль. Затем он поменял работу, срок документа истек, но компания-агрегатор не обратила на это внимания, хотя раньше сверяла лицензии по соответствующему реестру.
К дискуссии сразу же присоединились сотни пользователей Интернета, причем были и такие, кто остался крайне недоволен действиями Григория, поскольку он, по их словам, «сам не работает, а другим мешает». Ведь не секрет, что многие так называемые таксисты не регистрируются наемными работниками в таксопарках, а приобретают статус ИП. Далее получают разрешение на таксомоторные перевозки, подключаются к системе получения заказов агрегатора-такси, затем ликвидируют ИП, чтобы не платить налоги, но от работы частного таксиста не отказываются. Причем системы, которая бы автоматически отключала таксиста от агрегатора при отсутствии того же разрешения, не существует.
В итоге за безопасность пассажиров не несет юридической ответственности никто: ни агрегатор – поскольку это просто информационный сервис, ни таксомоторный парк, который является еще одним посредником и водителя фактически не контролирует, ни сам водитель, который вполне может работать без разрешительных документов. По словам экспертов, это происходит из-за того, что таксомоторные перевозки в России сейчас регулирует закон, который появился 8 лет назад, когда на рынке не было посредников в виде компаний-агрегаторов. Также многие участники дискуссии посетовали на то, что, учитывая существующие тарифы, чтобы заработать, водители проводят на линии по 15 часов. И если таксист заснет за рулем автомобиля, то это никак не спасет пассажиров даже при наличии лицензии.