Авторские материалы Производителям биодобавок запретят выдавать их за лекарства
Персоны
БАД, похожие на лекарства, должны исчезнуть с прилавков. Роспотребнадзор планирует навести порядок на этом рынке. Биодобавки, наименования которых аналогичны названиям лекарств или очень схожи с ними, нужно убрать, заявляют в ведомстве, поскольку это вводит потребителя в заблуждение. В результате, по оценкам экспертов, с рынка биодобавок могут уйти до 20% брендов. Не повысится ли цена у тех, что останутся на рынке под новыми названиями, заинтересовалась корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
Похожие коробки, схожее назначение и одинаковые (или практически одинаковые) названия. Как понять, где биодобавка, а где – лекарство? При разнице в одну букву в названиях даже аптечные продавцы не всегда способны сходу сказать, что лечит, а что лишь помогает лечиться. Не говоря о потребителях. Этим давно пользуются производители биодобавок. Ведь это очень выгодно: затрат мало, а прибыль высокая. БАД в массе своей не проходят клинические испытания, а лекарственные средства обязаны их пройти, чтобы доказать безопасность и эффективность. И в этом – принципиальная разница, обращает внимание эксперт фармрынка Ирина Булыгина.
БУЛЫГИНА: Когда вы покупаете и видите, что это – БАД, и вы видите, как вам завуалированно говорят, что вам может помочь этот препарат… А может и не помочь. Потому что клинические испытания никто не проходил. И никто не знает, поможет или не поможет.
Но потребитель видит название, похожее, говоря юридическим языком, «до степени смешения» на название лекарства, и покупает. Особенно это распространено на рынке успокоительных средств, препаратов для похудения, отказа от курения, повышения потенции. В Роспотребнадзоре предлагают запретить использовать в названиях биодобавок международные непатентованные наименования лекарств и зарегистрированные товарные знаки, под которыми производят медикаменты. Критериев сходства наименований будет 3: семантический (смысловой), фонетический (звуковой) или транслитерационный (связанный с использованием другого алфавита). Это переворот в индустрии БАД, но осуществить его надо ради сохранения доверия потребителей, говорит Ирина Булыгина: производителям добавок стоит пойти цивилизованным путем – через клинические испытания БАД.
БУЛЫГИНА: Рынок БАД в России очень сильно испорчен 90-ми годами, когда к нам хлынула вся мировая помойка. Сейчас очень сложно переломить этот тренд. Но люди начинают понимать, что БАД – это не лекарственные средства. Они не лечат. Они могут вам помочь преодолеть какое-то болезненное состояние. Во всем мире БАД проходят клинические испытания. Я думаю, что мы пойдем этим же путем. И те производители, которые действительно заинтересованы в продвижении и дальнейшем развитии своего производства, пойдут на это.
Оценить долю биодобавок, которые могут уйти с рынка, пока сложно. Тем не менее, по оценке экспертов, мера может затронуть до 20% наименований. Единственная линейка, которую нет смысла затрагивать, – это витаминные препараты, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина.
НЕВОЛИНА: Что касается витаминных препаратов, то здесь нужно смотреть с особой осторожностью. В РФ витамины регистрировались как лекарственные, а на Западе витамины относятся к food supplements – это пищевые добавки. Потому что витамины рассматриваются как дополнение к пище с точки зрения того, что человек эти вещества не может получить из продуктов питания. Ничего страшного нет для потребителя в том, что он увидит знакомый бренд, которому он доверяет.
Может ли запрет называть БАД идентично лекарствам привести к росту цен? Эксперты допускают это. Запрещенные препараты, скорее всего, выпустят под новыми брендами. Для завоевания доверия потребителя нужна раскрутка. Затраты на это могут включить в цену.