Авторские материалы Ценовые аномалии: как таксисты хитрят со стоимостью поездки
Персоны
1 500 рублей за 100 метров – так меняются расценки на вызов такси из аэропорта. Житель Москвы столкнулся с "ценовой аномалией", когда пытался уехать из Домодедова домой, в Печатники. Как он выяснил, несколько раз подряд заказывая машину по экономтарифу, этот самый тариф составляет от 2800 рублей, если вызывать такси еще внутри терминала, до 1025 – если зайти в приложение на самой дальней линии парковки. Но при этом сами таксисты сбрасывают вызов и буквально требуют сделать заказ заново – по самой высокой цене. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
Москвич Антон Архипов прилетел в столицу в пятницу вечером. Пасмурно, дождь. Он вышел на перрон аэропорта Домодедово и вызвал машину до своего дома в районе Печатники. Приложение «Яндекс.Такси» вместо привычных 1025 рублей по экономтарифу показало 2000. Это его не устроило. Антон отправился через несколько линий парковки и на самой дальней от терминала вновь открыл приложение. Все в норме – 1025. Он вызвал машину, но водитель в ответ попросил его сбросить заказ и вернуться на первую линию парковки. Мужчина, не подозревая подвоха, выполнил просьбу – и снова получил на экране сумму в 2000. Ровно на 30 метров дальше от Москвы. А затем Антон устроил сам себе квест – на 4 линиях парковки он изучал заказы и легко установил, что они вырастают с каждой по мере приближения к терминалу на 250 рублей. Внутри же терминала, где было светло, тепло и сухо, тот самый эконом потянул уже на 2800 рублей. В итоге Антон позвонил домой жене, и она заказала ему машину другого агрегатора за 1000.
Утром, когда мы представляли эту "географически-ценовую аномалию" в эфире, поступило несколько комментариев от слушателей. Первый был категоричен:
- Вы не разобрались в теме. Водитель цены вообще не видит и не видит, куда ехать.
Автор второго – из Санкт-Петербурга – согласился, что такое может происходить.
- Вчера на «Яндексе» в Питере 2 раза ездил – всё они видят. Водитель сам стоимость показал, когда попросил чуть с маршрута съехать.
Еще один комментарий был от Вячеслава. Он представился водителем такси и вот что рассказал нам по телефону.
ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ: Не всегда виден конечный адрес клиента. Он отображается только в том случае, если у таксиста есть такой рейтинг, как «балл активности», он должен равняться 100 баллам, а если он меньше, то не отображается конечный адрес. Но если взломать систему – то он отображается всегда, принимают ли они заказы или отказываются от них. То есть он всегда равен 100 баллам. И также они могут корректировать дополнительную информацию, чтобы отображались или километраж, который нужно проехать, или же стоимость поездки.
И, располагая этими важными данными, водитель может поехать, а может и не реагировать на заказ. Или же – как в случае с Антоном – попросить его пройти пару десятков метров, чтобы заказ стал гораздо привлекательнее. Наверное, Антону как раз попался такой хитрый водитель. Или, напротив, водитель-отличник, честно заработавший свой рейтинг. Который, он, впрочем, решил почему-то разменять на не совсем честный заработок в тот вечер.
Как же меняется программа и сколько стоит такая услуга? Вячеслав ответил, что сам работает недавно и такими манипуляциями не занимался, но знакомые коллеги заверили его, что все уладят, если вдруг понадобится.
ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ: Мне сказали, что мне могут предоставить контактные данные, куда можно позвонить, а потом подойти. Если у меня будет обычный телефон, его придется взломать, то есть они сначала «ломают» телефон, а потом взламывают программу. Стоимость – около 4 000 рублей. Если же я принесу уже взломанный телефон, то стоимость взлома программы будет равняться 2 000 рублей.
А вот еще пара комментариев от нашей аудитории, высвечивающая разные оттенки этой проблемы.
КОММЕНТАРИЙ 1: Я тоже являюсь водителем «Яндекса». Должен сказать, что водитель в приложении действительно не видит стоимость и конечный пункт, но он видит зоны повышенного спроса. Иногда действительно на расстоянии 100 – 200 метров цены могут отличаться – действуют так называемые коэффициенты. Такое бывает не только в аэропортах, но и во всем городе! Естественно, водитель, видя эту разницу, желая заработать, идет на ухищрения. Но, с другой стороны, эта ситуация несправедлива также в отношении других водителей. Получается, находясь в том же месте, один водитель зарабатывает больше, другой – меньше, в зависимости от того, в какой зоне посадил клиента. Так что все претензии – к агрегатору. Хотя объективно тарифы на такси – очень низкие.
КОММЕНТАРИЙ 2: Такая ситуация с такси – не только в аэропортах, но и у дорогих ресторанов, ночных клубов и дискотек. Возле этих заведений взять такси по "Яндекс-тарифу" невозможно. Нужно отойти метров 100 – и всё становится на свои места.
Пост Антона из соцсетей мы переслали руководству сервиса «Яндекс.Такси». Цитируем ответ: «Мы проверили это сообщение. В районе действовало динамическое ценообразование, которое зависит только от спроса на поездки, но никак не от «столба», к которому пользователь вызывал автомобиль. Более того, наши алгоритмы устроены так, чтобы показывать пользователю, как можно снизить стоимость поездки, изменив точку посадки, – например, перейти на другую сторону улицы, чтобы не пришлось разворачиваться. Когда водитель требует отменить заказ, мы рекомендуем сообщать об этом в нашу круглосуточную службу поддержки. Каждый такой случай тщательно проверяется. Нарушение стандартов сервиса грозит водителю снижением рейтинга или отключением от заказов».
Собственно, этот текст – руководство для всех клиентов сервиса. Если возникает логическая нестыковка насчет цены и места посадки – сразу обращаться в службу поддержки, указав данные водителя, который такие нестыковки может создавать.