Картинка

Авторские материалы Густая акварель эмоций: Эдвард Мунк – в Третьяковской галерее

17 апреля 2019, 20:46

Персоны

Норвегия одарила Москву. В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка Эдварда Мунка. Впервые за 15 лет музей художника в Осло вывез за пределы страны десятки работ живописца. Экспозиция разместилась в Инженерном комплексе Третьяковки, на двух этажах. Работы сгруппированы по темам, форматам и периодам творчества автора. Выставку посетила корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова.

60 автопортретов создал Эдвард Мунк почти за шесть десятков лет творчества. Равенство неслучайно: живопись Мунка – это проекция внутренней боли и радости в красках и графике. «Говорящие» названия его картин – «Запах смерти», «Агония», «Голгофа» и конечно, знаковый «Крик» – воплощение застывшего ужаса, – подтверждают: в своей работе Мунк использовал густую акварель эмоций. Так, картину «Девочки на мосту» Мунк переписывал аж 18 раз, снова и снова добавляя штрихи и детали. Рассказывает директор музея Мунка в Осло Стейн Улаф Хенриксен.

ХЕНРИКСЕН: Мунк был исследователем человеческой натуры. Он занимался живописью много лет и пропускал через кисти и холст все возможные чувства и страсти: рисовал ненависть, ревность, боязнь смерти. Он хотел познать и показать другим, что же это такое – быть человеком, и с какими искушениями сталкиваемся мы все. Впрочем, считать Мунка художником мрака – неверно. В его картинах есть и любовь, и нежность.

Творчество Мунка – родом из детства. В 5 лет он потерял мать, в 15-ть – любимую сестру. Будущий художник конфликтовал с отцом, который не верил в талант сына, отбивался от нападок пресыщенных критиков. Он увлекался мистицизмом и оккультизмом, зачитывался Достоевским, и даже пороки русского классика были присущи Мунку, рассказывает куратор выставки Татьяна Карпова.

КАРПОВА: Пройти через все эти зависимости – и карточная игра, и алкоголизм, он очень много курил, и агрессии – он чуть не убил человека, и зависимость от любовных отношений с токсичными женщинами, – как он это формулировал. И потом все-таки выбрать для себя прежде всего творчество, излечиться от этих зависимостей – это не каждому дано. Опыт его собственной жизни нас все время сопровождает – и автопортреты Мунка, и цитаты из его дневников.

Картины зрелого периода Мунка все больше наполняются цветом и светом. На полотне «Танец жизни» гармонично вальсируют пары в ярких одеждах. Серди них – сам художник, и его дамы сердца – бывшая и будущая. А пейзаж «Яблони в саду», где стройное дерево извивается под тяжестью спелых плодов в разгар разноцветного лета, – явный свидетель душевного подъема автора. Впрочем, Мунк не только рисовал то, что чувствовал. Он один из первых начал делать собственные фотопортреты. Говорит генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

ТРЕГУЛОВА: Я ненавижу селфи, но вынуждена произнести здесь это слово. Конечно, он пользовался долго выдержкой и автоспуском. Но он выставлял кадр и запечатлевал самого себя.

Традицию селфи активно подхватили посетители выставки. Каждый второй старается запечатлеть автопортрет на фоне культового «Крика». Кстати, существует три вариации этой картины: две пастельные и одна живописная. Художник не с первой попытки достиг апогея в изображении страха. Очевидно, теперь версий шедевра станет в сотни раз больше.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация