Авторские материалы «Я поцарапал вашу машину»: как мошенники разводят автомобилистов
Персоны
Новый развод мошенников: записка на лобовом стекле машины с признанием, что вас поцарапали, и предложением позвонить за компенсацией. Звонок – и ваши деньги списываются со счета телефона. В очередной технологии обмана разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Для российских дорожных реалий это – обыденность: случайно поцарапал машину, когда её хозяина не было рядом. Законопослушный автомобилист, как порядочный человек, пишет записку с предложением оплатить предстоящий мелкий ремонт, без ГАИ. И, естественно, оставляет телефон для связи. Хозяин машины не всегда помнит, была ли царапина раньше или появилась только что, и звонит. На этом и построено мошенничество. Правда, на поверку оно оказывается совсем не новым, а очень даже старым. Только в новой, так сказать, реинкарнации, напоминает гендиректор компании TelecomDaily Денис Кусков.
КУСКОВ: До этого просто были звонки на мобильные телефоны, и люди перезванивали. Буквально ползвонка, то есть человек не может снять трубку в любой ситуации. Потом люди перезванивают – и попадают. Что касается записок, то это более затратный вариант. Записку надо еще написать, положить, то есть кто-то это должен делать. Но такое сейчас тоже делают.
Суть мошенничества проста. Номер якобы для дозвона оставляют не абы какой, а платный. И любое соединение с ним снимает у наивного автовладельца деньги с его телефонного счета – до 300 рублей за один звонок. И тут сразу же возникает множество вопросов. Во-первых, а разве на таких номерах не должны предупреждать, что они платные? Либо голосом автоинформатора, либо СМС – что при попытке дальнейшего соединения сейчас с вас снимут деньги? В теории, конечно, должны. Но на то и мошенники, чтобы обходить установленные правила, дополняет Денис Кусков.
КУСКОВ: Одно дело, если заказ из контент-услуги, какие-то дополнительные возможности к мобильному телефону – разный гудок, какие-то дополнительные вещи, подписки. Конечно, у вас спрашивается разрешение. Что касается таких звонков, то, как правило, нужно четко понимать, что есть определенный набор звонков, который не совпадает с федеральными номерами – «926», «918» и т.д., – и может быть платным. Там никаких предупреждений, в принципе, может и не быть.
Платные номера могут приобрести только компании, то есть юридические лица. Частникам они не доступны. Как они тогда попадают мошенникам? Через фирмы-однодневки, поясняет Денис Кусков.
КУСКОВ: Приобрести данный номер можно не только на крупную какую-то компанию, акционерное общество – публичное или непубличное. На ИП можно приобрести. Понятно, что ИП можно оформить на человека, которого вряд ли можно будет найти.
Самое интересное – а что это за номера? В России платными номерами являются только номера телефонов в коде «+7809» и «+7803». И только они. Единственное отличие между ними – «+7809» тарифицируется за минуту, а «+7803» – за соединение. То есть на том конце линии достаточно взять трубку и тут же повесить – деньги будут списаны.
Тактика борьбы с этим видом мошенничества: если после такого звонка у вас внезапно списали какую-то сумму, то нужно обязательно обратиться к своему оператору, поясняет пресс-секретарь компании «Вымпелком» Анна Айбашева.
АЙБАШЕВА: Обратитесь в кол-центр оператора, будет проведено расследование по этому поводу. Еще лучше – сразу в правоохранительные органы. Потому что этим должны заниматься правоохранительные органы, которым оператор, безусловно, окажет самую мощную поддержку, какую только может оказать. Ни в коем случае не действуйте согласно инструкциям этих мошенников.
Просьбы позвонить на указанный номер могут быть самыми разными: призыв помочь больному ребенку, сменить тариф мобильного телефона на более выгодный, просьбы о помощи от якобы от близких родственников и знакомых людей, СМС-викторины и многое другое. Но чтобы потом не устраивать себе проблем, просто не надо перезванивать и звонить по ссылкам. Кому надо – с вами свяжется сам, отмечает ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
МУРТАЗИН: Когда вы получаете спам-звонок, вы можете его заблокировать, внести в «черный список». Самое правильное – позвонить оператору, сообщить тот номер, с которого произошел звонок. Тогда сотовый оператор сможет достаточно быстро заблокировать все звонки с этих номеров. Если у вас есть настойчивые пропущенные звонки с какого-то номера, который вам не знаком, перезванивать на него ни в коем случае нельзя. Если вы увидели в детализации, что у вас был платный звонок (100 рублей за минуту или что-то подобное), вы снова обращаетесь к вашему оператору, говорите о том, что вы не пользовались услугой, вас обманули. Не надо отправлять никакие СМС никуда, сообщать свои пароли якобы операторам банка. То есть никакие сведения по телефону вы не должны сообщать. Ничего со своим телефоном не нужно делать.
Сразу же звонить в кол-центр еще важно и потому, что при массовых жалобах, этот номер блокируется. А вообще, понимая проблему, власти отсрочили перевод денег владельцам платных номеров на месяц. То есть сегодня звонок, а сумма на счет только через 30 дней. А если жалобы, то никогда. И эта мера, отмечают эксперты, серьезно проредила ряды телефонных мошенников.