Авторские материалы «Гиперболоид инженера Гарина» в «Сфере»: трагедия сверхчеловека в ритме джаза

20 мая 2019, 10:11

Персоны

В театре «Сфера» вышел спектакль «Гиперболоид инженера Гарина». Загадочный роман Алексея Толстого редко переводили на "язык театра". Трагедия сверхчеловека разыграна в забористом ритме джаза. Образы и костюмы героев «вышли» из черно-белого кино «ревущих 20-х». А судьбы и характеры – узнаваемы и современны. На спектакле побывала корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова.

Париж, дорогой ресторан: за столиком – симпатичный миллионер Роллинг, чуть уставший от виски, и красивая дама в «духах и туманах». Во время обеда роскошная Зоя Монроз опьянит кавалера посильнее скотча и предложит на выбор несколько планов покорения мира. Одна из стратегий – найти сверхъестественный аппарат инженера Гарина. В идеале – с подробной инструкцией к применению, и желательно – без самого Гарина. Историю о том, как машина, построенная человеком, начинает управлять людскими страстями и мыслями, сегодня надо рассказывать особенно громко, уверен режиссер-постановщик спектакля Глеб Черепанов.

ЧЕРЕПАНОВ: Мы уже живем в такое время, когда каждый день в нашей жизни появляется что-то новое. И даже совершенно невозможно представить – какими техническим новинками мы обрастем. Еще несколько лет назад нельзя было представить, что мы большую часть дня будем проводить в гаджетах, и они станут просто новым органом. И чем это закончится – никто не знает. Уже появляются роботы, которые начинают работать в магазинах, на производствах, заменять людей. Появились уже даже спектакли без участия живых артистов.

Минимум эмоций, максимум эффективных действий – четкий механизм робота инженер Гарин применил и к себе. Изобретя магический аппарат, он преследуют главную цель – возвыситься над толпой. Пока слабые люди плывут по течению чужой воли и бьются за мнимую правду, сильные – овладевают штурвалом жизни. Сверхчеловек достоин безграничной власти и богатства. А злодейство – необходимое свойство гения. О своем герое размышляет исполнитель роли Анатолий Смиранин.

СМИРАНИН: Честно говоря, до сих пор не могу понять: он все время говорит, что он ненавидит человечество. Получается, он должен и себя ненавидеть? Или он себя отождествляет, наверное, с Богом, который пришел всех спасти, привнести что-то новое? Но он только себя любит, он сластолюбец абсолютный. Ну да, у него появляется Зоя Монроз, которая очаровывает всех. Но это просто игрушка, которая ему нужна для осуществления своих не самых хороших замыслов.

Талантливый физик оказался способным лицедеем. Его любовь была решенным уравнением, частью формулы захвата Вселенной. А слезы нежности – отблесками трехмерного стекла столбов, встроенных в сцену. И все же азартная авантюристка Зоя Монроз пошла до конца за своим кумиром, говорит исполнительница роли Валентина Абрамова.

АБРАМОВА: Гарин для нее – мечта. Она влюбилась в него за его гений, она увидела в нем ту мечту, которую хотела воплотить... Она стремится к счастью, идет к своей мечте, но понимает, что счастье длится, когда ты идешь к нему. То есть это – дорога и воспоминания. В итоге она несчастна.

По сути – трагедия, по форме – фарс, полный музыки и реприз, – таким получился спектакль. Герои достигают честолюбивых высот и разбиваются о скалы собственной жадности, двигаясь в ритме джаза под музыку фортепиано и скрипки.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация