Картинка

Авторские материалы Требования к асфальту в России станут жёстче

25 мая 2019, 05:39

Персоны

В России могут ужесточить требования к дорожным покрытиям. По данным СМИ, сейчас разрабатывается новый стандарт для асфальтобетона. Делается это для того, чтобы избежать быстрого разрушения дорожного покрытия зимой, когда многие водители используют шипованную резину. Подробнее – обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

По оценкам экспертов, в России ежегодный ущерб от разрушения дорожного покрытия в зимний период составляет не менее 200 млрд рублей. Считается, что асфальт портится не только от перепадов температур, но и от использования шипованной резины. Отказываться от таких покрышек никто не собирается. Шипы обеспечивают безопасность, напоминает автомобильный обозреватель «Вестей ФМ» Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: С одной стороны, шипы – это зло для асфальта. Они выбивают верхний слой и достаточно быстро разрушают асфальт. Дорога требует регулярного ремонта. Поэтому в остальных странах Европы шипы запрещены. А вот в Северной Европе считают, что шипы – это очень важное средство безопасности. Шипы помогают на обледенелой дороге. Поэтому там не запрещают шипы, хотя и ограничивают время их применения. В Финляндии – с 15 ноября по 15 марта.

Естественно, чем выше качество дорожного покрытия, тем это покрытие долговечнее. На трассах со средней и высокой нагрузкой укладывают асфальтобетон. Он состоит из специальной смеси из щебня, песка, минерального порошка и битума. В России асфальтобетон проверяют с помощью особых тестов. И предъявляют к нему определенные требования. Примерно так же, как и в других европейских странах, продолжает Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Мы активно изучаем опыт дорожного строительства в других странах. В частности – в Северной Европе. Там климатические условия похожи на российские. Правда, климатические условия – это ещё не все. Там хороший скальный грунт. Дорога там держится дольше. А у нас в основном суглинки.

Пока асфальтобетон испытывают с помощью метода микро-Деваль, поясняет заведующий кафедрой «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты» Российского университета транспорта Николай Лушников. Хотя, по сути, это не тест асфальтобетона, а проверка качества щебня, который входит в его состав.

ЛУШНИКОВ: В барабан загружаются стальные шары, щебень и вода. Дальше всё это приводится во вращение. Шары взаимодействуют со щебнем и с водой. В результате происходит истирание щебня. Здесь шины нет. И непонятно, какая корреляция существует между фактическим износом материала под действием шипованной шины и под действием этих шаров.

Сейчас готовится новый ГОСТ для асфальтобетонных покрытий. Предлагается использовать опыт Северной Европы. И при оценке дорожного покрытия использовать так называемый Nordic test. Он схож с тестом микро-Деваль, но является более жестким, отмечает Николай Лушников. И здесь также речь идет только о качестве щебня.

ЛУШНИКОВ: Теперь предлагается метод Nordic test. Он называется «Определение износа при стирании шипованными шинами». Но здесь тоже шипованными шинами "не пахнет". Отличие в том, что разная масса шаров и другая чистота вращения. А суть – та же.

Проводить эксперименты над настоящим асфальтобетоном, проверять его на устойчивость к шипованной резине – затруднительно. У нас пока нет соответствующего оборудования.

Хотя такой опыт мог бы помочь установить все факторы, влияющие на разрушение дорожного покрытия, и оценить силу каждого: перепад температур, вода, давление на покрытие, жесткость резины, шипы и так далее. В этом случае можно было бы предъявлять новые требования не только к асфальтобетону, но и, скажем, к автомобильным покрышкам. Или же выяснить, как на разрушение дороги влияет скорость машины с шипованными покрышками. И после этого регулировать скоростной режим в зависимости от сезона.

Пока же речь идет главным образом о щебне. Он бывает разных марок, в зависимости от его прочности и морозостойкости. В случае если требования к качеству щебня ужесточат, строительство трасс станет дороже. Хотя, конечно, дороги станут лучше и меньше придется тратить на ремонт.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация