Авторские материалы «Остановить маразм и дать дорогу»: возрастную маркировку классических произведений искусства могут отменить
Персоны
В Госдуму внесен законопроект, предполагающий снятие возрастных ограничений с произведений литературы и искусства, а также советского кинематографа. Речь идет о книгах, представляющих культурную ценность, а так же о наших старых фильмах. Если закон примут, на них не будет распространяться требование о возрастной маркировке. Подробнее – обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
В России действует закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Для так называемой «взрослой» продукции предусмотрена маркировка 18+. Для детской – 16+, 14+, 12+ и так далее. На практике многие издательства перестраховываются. И ставят возрастные ограничения даже на русскую и мировую классику. К примеру, в Екатеринбурге 17-летней девушке отказались продавать сборники Маяковского и Есенина. В Москве 15-летний юноша не смог купить книгу Виктора Гюго. Под возрастное ограничения попал «Большой словарь русских поговорок». Некоторые издательства ставят гриф 18+ на произведения Шолохова и Солженицына, Шаламова, Куприна, Астафьева и Довлатова. В других местах недоступными для юношества становятся Высоцкий и Бродский, Бунин и Набоков, Айтматов и Искандер. Похожая ситуация – и в кинематографе. Маркировка, запрещающая смотреть «детям до 16», стоит даже на фильмах, снятых специально для подростков. К примеру, на рязановской ленте «Дорогая Елена Сергеевна».
Подобная система существует и в театре, поясняет ректор ГИТИСа Григорий Заславский. И если подходить к делу формально, то запретить к детскому показу можно едва ли не любую сказку.
ЗАСЛАВСКИЙ: В театре очень часто такие возрастные ограничения связаны с известными правилами. Есть убийство – значит, это не для детского возраста. С этой точки зрения «Красная Шапочка» (а там не одно, а два убийства на глазах у зрителя: и Красную Шапочку волк съедает, а потом охотники убивают волка) – это уже как минимум 16+.
Новый законопроект предлагает не распространять действие закона «О защите детей» на культурные ценности – на произведения литературы и искусства – в той части, где говорится об обязательной маркировке, отмечает один из инициаторов законопроекта, депутат Госдумы Сергей Шаргунов.
ШАРГУНОВ: Часто (особенно в провинции) любознательные молодые люди сталкиваются с тем, что им отказывают в книжных магазинах и библиотеках в книгах классики. Суть закона состоит в том, чтобы остановить этот маразм. И дать свободную дорогу читающим к признанным произведениям, которые изучаются в школе.
Пока даже детские произведения и постановки имеют сложную систему маркировки. И далеко не всегда то или иное ограничение кажется обоснованным, говорит Григорий Заславский.
ЗАСЛАВСКИЙ: «Денискины рассказы» – 6+, хотя понятно, что их читают и детям помладше. «Оборванец» – 18+. Наверное, потому что там рассказывается об измене. Сказка «Людоедик» для совсем маленьких зрителей – 12+. Из-за того, что там происходят какие-то события, которые для 6+ считаются неподходящими. Знаменитая сказка «Черная курица» – 12+.
В случае принятия закона подобная градация для классических произведений станет не нужна, отмечает Сергей Шаргунов.
ШАРГУНОВ: То, что является классикой, входящей в школьную программу, не нуждается в сортировке 8+ или 12+. Классика – это классика, если она подлежит изучению в школе.
Законопроект касается и фильмов. От обязательной возрастной классификации предлагается освободить все картины, снятые в Советском Союзе до 1991 года.