Авторские материалы От камеры до камеры: штрафы за нарушения ПДД предлагают сделать прогрессирующими

29 мая 2019, 16:21

Персоны

Каждая камера увеличит штраф – такое предложение выдвинули в руководстве ГИБДД. Если водитель, например, превышает скоростной режим на протяженном участке, то повторное нарушение должно сопровождаться прогрессирующим наказанием, полагают авторы идеи. В Госдуме возражают, поскольку речь может пойти и о передвижных камерах, а их данным большинство российских водителей не доверяют, поскольку оспорить в суде их съемку невозможно. Еще одна актуальная тема – нарушение правил водителями машин с иностранными номерами. Практически все они вообще «выходят сухими из воды». Подробности у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.

Эффективность штрафов, которые выписываются через камеры фотофиксации, неочевидна, высказался на конференции Общественной палаты заместитель главы ГИБДД Александр Быков. Он отметил, что ежегодно количество нарушений, зарегистрированных таким образом, растет на 10%. И если нарушений становится больше, значит нынешняя система наказаний не беспокоит водителей: «Это говорит о том, что санкция на сегодняшний день свою профилактическую роль не реализует. Основная часть населения воспринимает штрафы как обычную плату за проезд», – заявил Быков. И добавил, что «водитель проезжает две камеры, они фиксируют нарушения, он со скидкой оплачивает штрафы, но если бы их сумма повышалась с каждым разом при фиксации нарушений ПДД, то этих нарушений стало бы меньше. Восприятие людей быстро бы изменилось».

Если эта идея будет обсуждаться в дальнейшем всерьез, то у нее уже появились оппоненты. Депутаты Госдумы утверждают, что необходимо для начала ввести строгий государственный контроль за установкой камер. Прежде всего – передвижных. Их работа вызывает больше всего нареканий у водителей. К тому же обжаловать в суде выписанный по их фото штраф, по сути, невозможно.

Свое видение – с точки зрения духа права – высказал нам адвокат Владислав Кочерин. Он находит неправильной не только инициативу о прогрессии наказания за каждую следующую камеру, но и сомнительно оценивает действующую норму о штрафе за каждую камеру подряд.

КОЧЕРИН: Гражданин не знает о том, что он нарушил на предыдущей камере, то есть его об этом никто не уведомил, ему никто не прислал письмо, где есть его фотография. Где сам факт того, что он «нарушил – предупрежден»? Это предложение выглядит так, чтобы можно было больше собирать штрафов с водителей, которые не совсем корректно ездят. На мой взгляд, это несправедливо, потому что гражданину сначала надо сделать предупреждение, оштрафовать его, сказать: «Больше так не делайте». Так сформулированы все другие законодательные акты, которые предусматривают повышение ответственности.

И ужесточение кары за повторное нарушение действует в кодексах не только в отношении пьяных водителей, но и для проезжающих на красный свет, для тех, кто вдвое превышает скоростной лимит. И здесь и общественники, и депутаты, и полиция – едины во мнении: за подобные вещи можно еще усложнить жизнь провинившимся – лишением прав или направлением на пересдачу экзаменов по ПДД.

Но камеры порой становятся абсолютно бесполезными, когда под ними мчатся машины с иностранными номерами. Главным образом – из стран СНГ. Привлечь их к ответу практически невозможно. А последствия этого – самые печальные, говорит заместитель директора департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения госкомпании «Российские автомобильные дороги» Александр Умеренков.

УМЕРЕНКОВ: У нас есть статистика на примере М1 «Беларусь» в Смоленской области. Там за 2018 год доля ДТП с участием машин иностранных государств составила почти 50%. В этом количестве ДТП погибших – 60% от общего количества ДТП по дороге, раненых – 56%. То есть это большой процент от всего количества ДТП с пострадавшими на дорогах госкомпании.

Как правило, значительно превышается скорость, которая фиксируется многочисленными камерами. Но водители-иностранцы редко тормозят даже перед ними, характеризует тот же участок трассы М1 Александр Умеренков.

УМЕРЕНКОВ: По информации ГИБДД, зафиксировано порядка 1115 нарушений скоростного режима. Практически половина – 514 нарушений – приходится на водителей с иностранными регистрационными знаками. Получается, что идет игнорирование ПДД водителями с такими регистрационными знаками, которые, видимо, уже поняли, что к ним не придет наказание за нарушение ПДД на территории России.

Камеры снимают и "понимают" зарубежные номера. А дальше? Россияне получают письма с уведомлениями о штрафе. Данные об их нарушениях сохраняются в базе ГИБДД. Иностранные же водители, пересекая границу России в упрощенном режиме, только с загранпаспортом, никаких сведений о своих домашних адресах не оставляют. Куда им отправлять квитанции – на главпочтамт Минска, Еревана или Ташкента – до востребования?

Еще 4 года назад публиковались новости о том, что ГИБДД получит доступ к базам данных пограничников и таможенников, а те – увидят сведения о штрафах от ГИБДД. Чтобы на границе применять меры к лихачам.

2 года назад Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о совместном соглашении – чтобы полиция всех трех стран имела доступ к данным о собственниках машин, а штрафы – в случае неуплаты – взыскивали местные службы судебных приставов.

Но дело, как видно, никак не продвинулось, если об этом сегодня вновь говорят в Общественной палате. И вопрос, наверное, не только в координации ведомств, но и в самих правилах перехода границы на автомобиле, которые сегодня позволяют водителям-иностранцам скрываться от штрафов в России. А на одном сопредельном участке с Белоруссией у водителей соседнего государства никто даже не контролирует наличие временного ОСАГО – так называемой зеленой карты. И если водитель, например, с минскими номерами поцарапает чью-то машину в России – разбираться с ним придется долго и упорно в минских же судах.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация