Авторские материалы Как вернуть учителя: подробности скандала в Находке
Персоны
В Находке больше тысячи человек подписали петицию, чтобы вернуть учителя математики в школу. Он написал заявление по собственному желанию, потому что избил ученика. Известно, что подросток часто срывал уроки, а учителя неоднократно писали на него докладные. Родители просят сохранить математика на работе, подчеркивая, что у преподавателей осталось слишком мало прав в конфликтных ситуациях с учениками. Как учителю защитить себя и не стать жертвой хулиганов, узнала Мария Глазунова.
Жестокие кадры: разъярённый учитель таскает за футболку ученика пятого класса. Так закончилась контрольная работа по математике в школе номер 25 города Находки, в которой произошел тот самый конфликт.
Все началось с того, что школьник бросил лист с контрольной работой в лицо своему учителю, вдобавок оскорбив его. Такой поступок вызвал раздражение у преподавателя, и он, недолго думая, схватил ребенка за шкирку и несколько раз толкнул. В итоге учитель написал заявление на увольнение, а администрация принесла свои извинения за случившееся.
Но история на этом не закончилась. Одноклассники мальчика сняли конфликт на видео и, как оказалось, тут же выложили его в сеть. Комментаторы отреагировали по-разному. Некоторых возмутило такое поведение учителя. Однако тех, кто встал на его сторону, оказалось больше. Среди них – и родители учеников 25-й школы.
По их словам, это – замечательный человек, который полностью отдает себя работе с детьми. А такой поступок точно не мог произойти на пустом месте. Они также рассказали, что ученик в течение года постоянно провоцировал педагогов оскорблениями и неадекватным поведением на уроках. Учителя неоднократно писали на него докладные, после чего он был вызван на комиссию по делам несовершеннолетних, которая должна состояться в ближайшее время.
Родители решили бороться за своего учителя и запустили в интернете петицию в его защиту. В ней содержится просьба к директору школы и вышестоящим органам не допустить увольнения педагога. За шесть часов им удалось собрать более тысячи подписей.
Сохранит ли учитель работу после такого инцидента, непонятно. Но специалисты объясняют: случаи, когда получалось отделаться только выговором, были. Однако после такого не каждый человек сможет спокойно работать на старом месте.
Министерство образования давно думает, как защитить учителей. Например, в прошлом году были внесены правки в закон об образовании. Педагоги получили право на защиту от физического и психического насилия. Раньше этот запрет распространялся только на обучающихся. Теперь, чтобы защитить свои права, преподаватель может обратиться в комиссию по урегулированию споров.
Председатель ассоциации молодых педагогов России Санкт-Петербурга Константин Тхостов считает, что даже такие нововведения навряд ли помогут изменить ситуацию и защитить учителей. Необходимо менять подход к воспитанию ребенка в семье.
ТХОСТОВ: Уважение и доверие – вот эти два принципа, которые, к сожалению, в последнее время утрачены в нашем обществе. Воспитанием все-таки занимается семья, а не государство. За правонарушения ребенка отвечает его семья, его родители.
Константин Тхостов объяснил: конфликтные ситуации в школах неизбежны. Возникают они из-за того, что учителя не владеют основами подростковой психологии. Это часто приводит к недопониманию между педагогом и обучающимся. Во многих учреждениях отсутствует благоприятная атмосфера, из-за этого учителя тратят силы не на проведение уроков, а на объяснение правил поведения. Однако Константин Тхостов уточнил: в любом случае, конфликты стоит решать мирным путем, без применения физической силы или оскорблений.
ТХОСТОВ: Вообще, законодательно запрещены даже однократные физические или психологические воздействия на обучающихся. Вплоть до лишения права преподавания.
В качестве еще одного способа воздействия на хулиганов в школах планируют возвращать оценки за поведение. Специалисты уверены: эта мера может помочь, только если оценка будет на что-то влиять. Например, станет ключевой при переводе в другие классы или станет доступом к экзаменам.