Авторские материалы Груз не доехал – ваши проблемы!
Персоны
Сервисы перевозок за груз не отвечают. Денежную компенсацию за повреждённую мебель или пианино нужно требовать с водителя – если получится. Как пояснил арбитраж Петербурга, службы грузоперевозок – это, по сути, диспетчерские, и они не отвечают за действия водителей и грузчиков. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.
Популярные сервисы грузовых такси, похоже, нашли способ не платить за испорченные при переезде вещи. Договор на перевозку составляется хитро: компания лишь гарантирует, что вещи доедут из точки «А» в точку «В». А в каком виде – за это отвечает водитель-экспедитор, которого находят для разового заказа. Не вникая в юридические тонкости, клиент подписывает договор – и потом вынужден сам искать неаккуратного водителя, чтобы "выбить" компенсацию.
Похожий конфликт пережил недавно житель Петербурга. Он заказал перевозку холодильника. Пока его грузили, разбили кафель на кухне. В довершение водитель грузовичка отказался отдать транспортную накладную на перевозку. Компанию-агрегатора попытались оштрафовать, но арбитраж не нашёл нарушений. Выяснилось, что водитель не числился её сотрудником, а машина арендовалась у некоего «ООО». То есть, как и с сервисами легковых такси, грузовая компания оказывает лишь информационные услуги – сводит водителей и клиентов. В договоре есть оговорка: перевозчик лишь «организует предоставление заказчикам услуг с привлечением третьих лиц». То есть – «внимательно читайте договор», а по поводу разбитых вещей разбирайтесь сами с тем, кто вёз. Пусть даже на машине, обклеенной фирменной рекламой. Комментирует председатель Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова.
ГОЛОВКОВА: Потребитель вправе ничего не знать об оказываемой услуге, в том числе об этой оговорке. А вот тот, кто предоставляет ему эту услугу, обязан разъяснить последствия этой ссылки на третьих лиц и прочее. Человек ведь не вышел на улицу и не поднял руку. Он обратился к агрегатору – агрегатор за всё отвечает.
Судя по отзывам, грузчики довольно часто портят вещи и мебель при перевозке, но компенсируют ущерб далеко не всем. Даже если перевозчик признает свою вину, от заказчика потребуют с десяток документов: договор на оказание услуг, заключение экспертизы о стоимости ремонта (если, например, повредили дорогую мебель), а главное – «копию товарного чека на поврежденное имущество для оценки первоначальной стоимости». Половины этих документов у клиента обычно нет, из-за чего доказать вину перевозчика невозможно. Трудно представить, где найти чек на старый кожаный диван, который порвали по дороге на дачу.
Первое, что надо делать в таких случаях – задокументировать повреждения: на бумаге описать все царапины, вмятины или трещины. Если вещи – в упаковке, обязательно вскрыть её и осмотреть. Понятно, что водитель ничего не подпишет, да это и не нужно, говорит Надежда Головкова. Для письменной претензии достаточно показаний родственников, подтверждающих, что груз повредили в машине перевозчика.
ГОЛОВКОВА: Надо составлять акт – что произошло. Для этого нужны просто 3 совершеннолетних человека. И совершенно не обязательно соседей привлекать или кого-то хватать на дороге, чтобы он подтвердил. Родственники являются дееспособными людьми, и они могут быть свидетелями при составлении любого акта.
Все повреждения нужно продублировать в транспортной накладной. Их две – у водителя и у получателя, и запись делают во всех экземплярах. Копии документов вместе с претензией отправляют в офис компании. Если перевозчик не хочет платить компенсацию, клиент обращается с иском в суд – с неясным, как пояснил арбитраж, исходом. Так что лучше тщательно всё упаковать в специальную плёнку и коробки, чтобы груз точно доехал в прежнем виде.