Картинка

Авторские материалы Триллер «Звонок от банка»

25 июня 2019, 18:07

Персоны

«Кто говорит?» – «Банк!». Навязчивые звонки из кредитных организаций с разнообразными предложениями -: вкладов, займов, или карт на самых выгодных, как внушают операторы, условиях – наверняка знакомы миллионам россиян. Кому-то такая подсказка может оказаться и в самом деле полезной для финансового планирования. Но большинство, без преувеличения, испытывает от такого общения только раздражение. И далеко не все понимают – почему они вдруг становятся объектами навязчивой рекламы и каким образом в банке стал известен номер их телефона? И как это можно прекратить? В этих вопросах разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артёмов.

Звонки клиентам – один из самых распространенных современных способов предложения компаниями своих продуктов и услуг. В России этой методикой часто пользуются банки. Такие звонки даже в терминологии маркетинга называются «холодными» – определение взято из отношения большинства клиентов. Людям – неудобно или нет времени на разговор.

Сами банкиры в своей отчетности признают, что результативный отклик они получают только от 3-4% абонентов. Легко сделать вывод, что для остальных эти звонки – совершенно не к месту. Каким же образом контактные данные людей – и, прежде всего, их номера телефонов – попадают в банки?

Первый путь – не совсем законный, рассказывает юрист Адвокатского бюро «Деловой Фарватер» Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Когда ты пришел в салон красоты, стал их клиентом, потом они взяли и эти твои контактные данные продали кому-то – какому-то агрегатору в Интернете, который их продал банку. Потом из банка информация утекла в какую-нибудь страховую компанию, потом – еще куда-то. Получается, что мы, абоненты, постоянно страдаем от навязывания нам услуг рекламного характера. Такой спам можно, во-первых, проигнорировать, либо найти способы с ним побороться.

И борьба с телефонными спамерами – дело рук самих борящихся. Надо держать в голове своеобразный алгоритм поведения при таких нежелательных звонках, продолжает Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Во-первых, надо включить запись телефонного разговора, выяснить ФИО звонящего сотрудника, узнать – откуда у компании появились ваш номер и другие персональные данные, где они их приобрели? Во-вторых, необходимо уточнить, есть ли у компании документы либо какие-то иные доказательства, что вы давали им согласие на обработку персональных данных и получение услуг рекламного характера.

А потом мягко попросите прекратить звонки впредь и удалить все ваши контакты из базы данных банка.

Можно также эту запись и претензию отправить официальным заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес банка, откуда поступают звонки. Если же по истечении недели-двух звонки продолжаются – тогда стоит обратиться в ФАС и в Роспотребнадзор, полностью изложив всю историю и пожаловаться на то, что ваши уговоры на банк не подействовали. И тут тоже добавьте запись разговоров, и, если они были – скрин-шоты рекламных сообщений. В том случае, когда звонок застал вас в заграничном отпуске или командировке и по роумингу списались деньги за него – подтвердите это справкой-распечаткой мобильного оператора. Здесь речь пойдет не просто о дискомфорте, но о прямых материальных потерях. И это заставит регуляторов действовать быстрее. Оба ведомства вправе наложить на банк штраф до 500 тысяч рублей – за нарушение закона «О защите персональных данных» и закона «О рекламе». Это, пожалуй, самый действенный метод.

Можно и немного схитрить – написать, с приложением, опять же, записи звонков, заявление в полицию. По подозрению, что те, кто набирает ваш номер – мошенники. Полиция обязана проверить, то есть – нанести визит в банк. Никого там, разумеется, не накажут, но поскольку заявление было конкретно от вас – велика вероятность, что банк перестанет беспокоить вас конкретно, переключившись на сотни тысяч других потенциальных жертв.

Один из наших слушателей прислал смс-сообщение: «Я живу в Томской области. Устроился по объявлению в один из банков на эти самые «холодные» звонки. Номера нам выдавала система – вместе с историей звонков по каждому номеру. Но за 3 дня меня послали столько раз – больше, чем за всю жизнь до этого. Быстро уволился».

Нецензурно ругаться в ответ, конечно же, не надо – банк записывает разговор, и уже оператор вполне может на оскорбления пожаловаться в полицию. А вот самому перейти в словесное наступление в беседе – почему бы нет. Почти на грани фола. Но в рамках закона. Вот такую сцену мы разыграли с кандидатом психологических наук Михаилом Молокановым.

КОРР.: Здравствуйте, Михаил! Меня зовут Сергей, я – сотрудник «самого лучшего банка». Мы хотим предложить вам кредит на самых выгодных условиях.
МОЛОКАНОВ: Сергей!
КОРР.: Да?
МОЛОКАНОВ: А вы – «ночная бабочка»?
КОРР.: С чего вы так решили?
МОЛОКАНОВ: «Ночные бабочки» звонят незнакомым мужчинам и что-то предлагают.
КОРР.: Мы хотим предложить вам конкретный выгодный кредит.
МОЛОКАНОВ: Да-да! Они хотят конкретно предложите, не поверите! Вот именно так. То есть вы – «ночная бабочка»? Вы как-то неуверенно отвечаете.
КОРР.: Вы говорите, наверное, не об этом. Я хочу предложить вам интересные услуги нашего банка.
МОЛОКАНОВ: Так они и предлагают! И финансы – да! Они очень хотят финансы, да! «Ночные бабочки» так и делают! То есть вы только подтверждаете мое предположение, что вы – «ночная бабочка».
КОРР.: Хорошо, мы перезвоним вам в следующий раз.
МОЛОКАНОВ: Да-да-да! Они так настойчиво и перезванивают.

Это может показаться грубо, но действенно, поясняет стиль своих ответов Михаил Молоканов. Больше одного раза его номер телефона, как правило, спамеры не набирают.

МОЛОКАНОВ: Когда я стал использовать вот этот метод, который я продемонстрировал, с более грубым словом, но не матерным, просто названием профессии, мне стали все-таки меньше звонить. Потому что, по-видимому, девушки, которые звонят, они становятся более настойчивыми, чтобы меня вычеркнули из базы, и это действует даже на мужчин. Существует ведь и «развод», когда звонят из зоны. И мне, вероятно, один такой мужик позвонил на домашний телефон – так он сразу бросил трубку. Когда ты затрагиваешь эту тему, для них это – вообще табу! Больше не звонили.

Многие юридические советчики в Интернете рекомендуют: если никакие увещевания на банк не оказывают влияния, то, собрав все доказательства, надо идти в суд. И требовать компенсации. Этот подход – на любителя, полагает Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Необходимо понимать, что иногда усилия, которые вы потратите на этот судебный процесс, могут быть несопоставимы с полученным результатом. Надо будет оплатить услуги юристов, во-вторых – ты можешь прийти в суд и сказать, что хочешь компенсации морального вреда, потому что такие плохие, звонили тебе, надоедали. Ты можешь потребовать, грубо говоря, 500 тысяч рублей, но в итоге суд присудит тебе 15 тысяч, а то и 5 тысяч рублей. Вопрос – надо ли тратить свои силы, нервы и деньги?

Второй вариант получения вашего номера – сотрудник кол-центра может сказать, что они просто набирают все телефоны подряд в порядке возрастания. И вот, дескать, очередь и вашего подошла. Обратите внимание, что звонящий не будет при этом обращаться к вам по имени-отчеству, что должно подтвердить случайность вызова. Что ж, такое вероятно, и тогда попросите впредь ваш номер исключить из такого порядка обзвона, добавляя при этом, как и куда вы будете жаловаться.

И еще: вспомните, а не брали ли вы кредит в этом банке, пусть давным-давно? Или даже просто – не подавали ли вы заявление на такой кредит, и вам отказали тогда, но ваш номер в базе зафиксировался. Тут – сложнее, потому что вы сами, скорее всего, заполняя банковские формуляры, лихо поставили «галочку» напротив текста мелким шрифтом, не прочитав его. А в тексте том написано: «Я соглашаюсь получать от банка и его партнеров любую рекламную информацию». Потому обратитесь в банк с аргументированной по примеру выше просьбой прекратить общение. Если же та «галочка» относится к действующему кредитному договору – придите в банк и замените номер телефона, допустим, на электронную почту. Банк формально сможет и далее бомбить вас рекламой, но телефон при этом разрываться не будет.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация