Завтра в мире Рэкет из социальных сетей и телеграм-каналов
Сегодня появляются огромное количество новых медиа и появляются новые угрозы и проблемы, связанные с ними. Многие жалуются, что в последнее время они стали жертвами рэкета в сети. Это какая-то новая тема, но она напоминает 90-е. Выглядит это так: вдруг в одном из многочисленных телеграм-каналов, а их в каждом регионе сейчас десятки, начинает появляться весомое количество негативных материалов про того или иного человека. А потом у человека звонит телефон, и ему предлагают прекратить всё это за определённую абонентскую плату. И таких историй становится всё больше и больше. Что это такое? Как с этим жить?
В. Дёмин: Действительно, современная жизнь постоянно пополняется какими-то новыми явлениями. И к ним надо научиться подстраиваться. От них нельзя скрыться, залечь на дно и проигнорировать, сказав себе, что соцсети или Интернет – это отдельная история, а я буду продолжать жить в офлайне, меня это устраивает, ведь я здесь чувствую себя комфортно. Дело в том, что, по статистике, более 40 процентов работодателей сегодня перед тем, как нанять какого-то человека, анализируют его активность в соцсетях. При этом делают выводы из анализа совершенно профессиональные. Например, если коммуникации в соцсетях у человека отсутствуют либо ограничены парой-тройкой друзей, делается вывод, что человек этот недостаточно коммуникабельный, поэтому предложить ему работу по общению с клиентами совершенно нецелесообразно. Или если человек на своих фотографиях в соцсетях часто поднимает бокал, курит или фотографируется в каких-то неестественных, смешных ситуациях, это также анализируется. Всё это стало абсолютной частью нашей жизни. Поэтому часть вашей жизни, связанная с позитивом, у этого работодателя не может быть не разбавлена каким-то негативом.
Мы много сейчас работаем над созданием цифровых репутаций и цифрового профиля, как организаций, так и конкретных людей, и видим, что участились вопросы о том, как уберечь себя от цифрового рэкета. Дело в том, что, поскольку Интернет – это целая жизнь, то в нём появились и люди, которые зарабатывают совсем другими методами.
Напомню пару случаев. Известно, что буквально год назад страну атаковал один известный вирус, который блокировал компьютеры с ценной информацией и предлагал разблокировать их, выслав пароль, в случае если пострадавшее лицо оплатит определённую мзду. Понятно, что подобный вирус сложно создать, да и распространить его тоже достаточно тяжело. То есть, это дорогая акция, которая планировалась наверняка очень долго и вовлекла много людей.
Сегодня подобные рэкетирские замашки возможны даже на уровне школьников. Их очень просто организовать. Если вдруг мы найдём какую-то фотографию у частного лица, получив доступ к его телефону, скачаем её, то при наличии какой-то нелепой ситуации, эта фотография может стать объектом шантажа. Наша жизнь ещё не столь публична, поэтому люди продолжают создавать о себе такой контент, не понимаем, что когда-то он может оказаться в чужих руках. Не понимаем, что он действительно может быть так просто изъят из нашего приватного хранения, однако продолжаем его накапливать. Фотографируем себя в каких-то смешных позах или ситуациях, снимаем home video. И это действительно может стать реальной опасностью.
Как защититься от этого? Знающие люди сходятся в одном: пассивная безопасность значительно лучше защищает ваши интересы, нежели какие-то реакции.
То есть, лучше в сети ничего не делать?
В. Дёмин: Нужно правильно заботиться о контенте. Первое. Для начала нужно понимать, какой контент у вас есть и какой контент вы создаёте. Если вы в сердцах пишите какое-то сообщение в мессенджере или в сети (вас разозлил какой-то человек) и употребляете ненормативную лексику, вы должны понимать, что раньше всё это улетало, достигало только адресата и более никого, а потом исчезало в космосе, то сегодня это можно заскринить и вытащить потом, когда вы вообще этого не будете ожидать. Это может реально нанести вам ущерб. Моя рекомендация не очень оригинальная – не писать подобного. А то мы все превратимся в сверхкультурных людей…
С другой стороны, может быть и к лучшему, что есть такой фильтр, через который мы все должны рассматривать свои поступки и высказывания. Это, может быть, нас как-то дисциплинирует?
В. Дёмин: Однозначно. То, что приводит к богоугодным истинам: давайте друг друга любить, не оскорблять и т.д., всё это было и до эпохи цифры. Нам нужно научиться понимать, что сегодня любое сказанное слов не улетает в космос, а остаётся внутри каких-то ресурсов. Поэтому к написанию текстов надо относиться более аккуратно. Я бы предложил такой вариант: заменить текст голосом. Конечно, голос можно записать, но если вас в данный конкретный момент никто не записывает, то уже и не запишет. А вот текст останется. С него можно снять скрин. Здесь действует простое правило. Если хочешь кого-то обматерить, лучше обматери его устно. А текст отправлять лучше не надо.
Второе. Как цифровые рэкетиры получают доступ к вашим данным? Первое, что приходит на ум, – простой пароль. То есть, надо использовать достаточно сложный пароль, который нельзя подобрать, и менять его достаточно часто. Уверен, что у многих пароль не менялся уже несколько лет. Либо он – один, два, три. Лично у моих знакомых подобная ситуация встречается в 80 процентах случаев. Я периодически подбираю пароли на телефонах у своих друзей, чем их безмерно эпатирую.
Ещё одна история – пароль можно украсть. Если мы пользуемся каким-то непонятым контентом, он может подсадить к нам вредоносную программу, которая отсканирует все ваши пароли. Например, к вам приходит сообщение о том, что вы выиграли "Ламборджини". И для того чтобы прийти и действительно забрать этот "Ламборджини", вам нужно кликнуть по ссылке или отправить СМСку на какой-то номер. Этого оказывается достаточно для того, чтобы ваши контакты, пароли и вообще данные с телефона были украдены. Помните, что никто "Ламборджини" просто так выиграть не может, поэтому подобные ссылки мы не кликаем.
И вообще надо выработать такую культуру поведения, чтобы перестать брать звонки с телефонов с чужими номерами. Сейчас большинство людей, которые перегружены различными коммуникациями , звонки, которые поступают с не известных им номеров, не берут. То есть, чтобы такому человеку позвонить и поговорить голосом, для начала нужно ему отправить сообщение, представиться, предупредить, что это ваш номер, и что вы ему сейчас с него позвоните. И тогда есть шанс, что человек действительно отреагирует на ваш звонок. Вот в таком мире мы живём.
Что же делать тем, кого и, правда, рэкетируют? Появился в конце 80-х новый бизнес-мир, и рэкетиры появились. Появился сегодня цифровой мир, и рэкетиры снова обосновались в этой нише. Что делать с рэкетирами? Обращаться в полицию?
В. Дёмин: Рекомендации тех, кто занимается борьбой с цифровым рэкетом, сводятся к следующим неоригинальным правилам. Надо обязательно обращаться в полицию. Это рекомендация номер один, она же номер два и три. Вообще, все методы борьбы с этим явлением очень сильно напоминают историю с кооперативными ларьками, а иногда даже тактику ведения переговоров с террористами, которые захватили заложников и требуют выкуп. Ведь на самом деле ситуация ровно такая же. И мы понимаем, что не существует никакого очень элегантного и эффективного способа ведения таких переговоров. Поэтому каждый из таких случаев на самом деле уникальный. Если рассказать, какие существуют методы борьбы, к ним тут же привинтят какие-то меры противодействия те, кто потом будет шантажировать или подобным образом рэкетировать.
Тем не менее, есть основные правила, которые могут помочь в простых случаях. В сложных случаях всегда необходимо обращаться к специалисту, который имеет опыт участия в подобных операциях. Про полицию мы уже сказали. Второе. Нужно построить разговор таким образом, чтобы растянуть время общения, переговоров.
И первое, что надо сделать, нужно удостовериться в том, а есть ли вообще предмет компромата. Потому что человека могут просто банально разводить. Например, можно попросить прислать какой-нибудь тестовый ролик для того, чтобы понять, есть ли предмет. Если это удаётся сделать, вы сразу получаете много козырей. Вы понимаете, откуда эти данные могли утечь.
Второе, цифровой рэкетир может оставить разного рода следы. Хотя сейчас профессиональная подготовка таких рэкетиров достаточно серьёзная, они мощно пользуются своими знаниями.
Самая распространённая сегодня история – это фейковые аккаунты звёзд. Мы можем взять и создать от имени любого известного человека фейк-аккаунт, после чего начать от него гнать какую-нибудь пургу. Зачем? Не для того, что бы его как-то шантажировать, а для того, чтобы под его именем продавать что-нибудь. Это позволяет нам увеличить траффик на какую-нибудь свою продукцию, что позволяет нам увеличить свой доход. Сегодняшний доход от такого простого действия позволяет зарабатывать до 50 тысяч рублей в день. Это действие хорошо оплачивается. Поэтому в эту зону идёт достаточно много амбициозных людей, ориентированных на это.
То есть, мы растянули время переговоров, получили какой-то материал. Что ещё можно сделать? Понятно, что любая негативная новость живёт пять дней. Поэтому сами оценивайте, насколько это может навредить вам. И попробуйте донести эту информацию до рэкетира. Опять-таки, здесь ожидание такое: если он поймёт, что с вами очень долго возиться, то он может переключиться на кого-нибудь ещё. Или поймёт, что подобный шантаж не сильно на вас и влияет.
Подчеркну, что эти вещи работают действительно только в том случае, если вы не сверхизвестная личность, и компромат такой, что можно перетерпеть пять дней унижения и забыть о нём. Мы являемся свидетелями, как всплывающие разного рода сообщения могут стоить карьеры великим политическим деятелям. Как в России, так и за рубежом. Так что очень берегите новостную и контентную часть своей жизни.
Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.
Завтра в мире. Все выпуски
- Все аудио
- Завтра в мире
- "Стартап дня"