Авторские материалы «Красное и Белое» утекло на Кипр: зачем владельцы бизнеса спрятались в офшоре
Персоны
«Красное и Белое» утекло на Кипр. Сеть алкомаркетов сменила юридическую прописку. Теперь магазины принадлежат прежнему владельцу, но через кипрский офшор. Эксперты связывают формальную смену собственника с претензиями налоговиков. В конце прошлого года проверки на несколько дней парализовали работу «Красного и Белого». Компанию подозревали в торговле контрафактом и неуплате налогов. Зачем владельцы «КБ» спрятались в офшоре, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
В магазинах «Красное и Белое» впору вешать кипрские флаги. Основатель сети алкомаркетов Сергей Студенников перевёл компанию в зарубежную юрисдикцию. Теперь он контролирует бизнес через Кипр. При этом компания останется налоговым резидентом России, то есть будет платить все налоги. Но сможет претендовать на пониженную налоговую ставку при распределении дохода среди акционеров. Но сначала кипрский офшор проверят – не выводят ли через него деньги из страны.
Смена юридической прописки на кипрскую не даёт больших налоговых преимуществ, отмечает управляющий партнёр юридической фирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Обычно собственники идут на это не с налоговой целью, а из опасений потерять контроль над компанией.
КОСТАЛЬГИН: Перемещение актива на Кипр позволяет использовать иностранное право и юрисдикцию иностранных судов, которые должны более объективно рассматривать, если какой-либо спор возникнет. Здесь палка о двух концах, потому что когда физический бизнес в России связан с конкретными магазинами, товарными остатками, безусловной защиты бенефициара от потери права собственности это не даёт.
Эксперты не могут объяснить невероятный успех «Красного и Белого». В кризис небольшие алкомаркеты с характерной эмблемой «КБ» появились почти в каждом российском городе. Хозяева бизнеса объясняли удивительный рост дешёвой арендой разорившихся магазинов у дома и оптовыми ценами. В «Красном и Белом» бутылка крепкого стоит процентов на 10-15 дешевле, чем в соседнем супермаркете.
«КБ» заподозрили в дроблении бизнеса. Компания зарегистрировала больше 50 юрлиц, и состав постоянно менялся. Чуть ли не каждый магазин сети числился отдельной фирмой со штатом в 3 человека и, будучи малым предприятием, имел право на пониженные налоги, объясняет начальник аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
РАЗУВАЕВ: Выручка магазина, например, миллион рублей. Если он работает как часть структуры, то 800 000 – себестоимость, миллион – выручка, 200 000 – ваши. А если это – отдельное юрлицо, то себестоимость – почём они покупают – может быть завышена. То есть они при выручке миллион могут покупать у своих же по 980 000. И, соответственно, прибыль у вас получается 20 000, а не 200 000. И налоги будут платиться с 20 000.
В прошлом году, перед самими новогодними праздниками, «красно-белые» магазины решили проверить на контрафакт и неуплату налогов. Сотрудники ФСБ и налоговой инспекции пришли с обысками в головной офис и склады сразу в нескольких городах. Работа компании оказалась парализована: алкомаркеты закрылись, так как не работали кассы. Проверка не выявила серьёзных нарушений в работе «Красного и Белого», но собственники поняли сигнал и решили уйти на Кипр, говорит управляющий партнёр юридической фирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
КОСТАЛЬГИН: Есть криминальная схема, когда огромный холдинг дробят на 20 компаний и применяют «упрощёнку». Но если какой-то бизнесмен решил создать 20 юрлиц, и все они – на общей системе, то это не дробление, а распределение рисков. Если мы и в такой ситуации будем говорить о дроблении, тогда надо ввести запрет – гражданин России может создать только одну компанию – от продажи алкоголя до вязания варежек.
Эксперты не исключают, что кипрская прописка нужна собственнику «Красного и Белого», чтобы спокойно продать бизнес. В начале года, сразу после налоговых проверок, «КБ» объявил о возможном слиянии с ретейлером «Дикси». Скорее всего, сложное акционерное соглашение заключали по британскому праву, которое действует на Кипре.