Лейтмотив «Врачи боятся пациентов, пациенты боятся врачей»
Персоны
В медицинском сообществе говорят, что боятся лечить людей – слишком легко стало сменить белый халат на тюремную робу; с другой стороны, многие считают, что медики слишком халатно относятся к своей работе. Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Руслан Быстров обсуждает с сопредседателем Совета общественных организаций по защите прав пациентов при департаменте здравоохранения Москвы Игорем Цикориным, юристом Российского общества неонатологов Дианой Мустафиной-Бредихиной, доктором медицины и врачом высшей категории в США, главным врачом Городской клинической больницы №71 Александром Мясниковым и другими экспертами, а также со слушателями.
ЦИКОРИН: Я хотел бы, прежде всего, остановиться на вопросе о врачебной ошибке. Такого понятия, как «врачебная ошибка», в юридическом поле, в судебном не существует. Это, скорее, такой термин, который используется среди медицинского персонала, среди медиков, между пациентами – такой общедоступный. Почему следует здесь говорить о врачебной ошибке именно в таком контексте, минуя юридическое поле, то есть это следует разграничить.
Прежде всего, если мы говорим о халатности или о недобросовестном отношении к своим обязанностям в любой области, а в медицине это очень сильно заметно, потому что это наша жизнь, наше здоровье, тогда это уже – юридическое поле, это нарушение, это уголовная или гражданская ответственность врача. А вот если мы говорим конкретно о врачебной ошибке, то трактование ее достаточно широкое, но основной смысл в том, что это – добросовестное заблуждение у врача. Говорить о том, что врачебная ошибка появилась в нашей стране, невозможно, это такая тенденция, которая во всех странах существует. Говорить о том, она появилась только сегодня в наше время, тоже неправильно – врачебная ошибка была всегда.
* * *
МУСТАФИНА-БРЕДИХИНА: Сейчас врачи абсолютно не чувствуют себя защищенными. И дело калининградских врачей, которое сейчас активно обсуждается, конечно, стало таким неким моментом истины для очень многих специалистов, потому что сейчас особенно у врачей неонатального профиля, которые работают с новорожденными, возникло стойкое ощущение, что в ближайшие дни, то есть буквально завтра прийти могут за каждым. Поэтому очень все напуганы, все бояться, что и в отношении них может быть возбуждено уголовное дело.
* * *
БЫСТРОВ: Александр Леонидович, как во врачебном сообществе восприняли последние громкие дела в отношении медиков?
МЯСНИКОВ: Наверное, восприняли так, что… Понимаете, люди сейчас просто напуганы. Могут быть ошибки, могут быть дела, за которых врача могут осудить, ну, конечно, могут. Но практика оказывает, что все эти дела так или иначе не совсем адекватно оцениваются. И, в общем-то, сейчас люди говорят: слушайте, а зачем такое? Если у тебя нет какой-то адекватной зарплаты, я не имею в виду Москву, другие места, то зачем мне быть, работать вот под такими условиями. И, в общем-то, врачи не только напуганы, у людей стало появляться безразличие. И вот это пугает меня самого, как человека. Я знаю, что за нами, за людьми моего возраста уже мало кто идет, остается. Мы уйдем, а кто придет? Потому что люди уходят из профессии, люди уже не горят профессией, люди бояться профессии.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Лейтмотив. Все выпуски
- Все аудио
- Лейтмотив