Авторские материалы Костромичи не хотят платить за пандус соседа-инвалида
Персоны
В Костроме местные власти судятся с жильцами многоквартирного дома, которые отказываются платить за обслуживание электроподъемника для инвалида-колясочника. Ранее ветеран афганской войны, прикованный к коляске, добился установки специального пандуса в своем подъезде. Но по правилам такое устройство должно находиться на балансе дома, а подавляющее большинство жителей против. Они не хотят платить по 16 рублей в месяц за подъемник, которым пользуются лишь один человек. В чем причина такого отсутствия солидарности, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Игорь Жулев был тяжело контужен в Афганистане. Теперь он не может ходить. Он инвалид первой группы. Несколько лет назад ветеран афганской войны радовался новой электро-коляске.
ЖУЛЕВ: Под Канадагаром, когда мы шли колонной, на радиомину наехали задним колесом. Я был на броне. Меня волной откинуло и об землю. Повредил позвоночник и голову. Сейчас имею первую группу инвалидности. В год два раза ложусь в госпиталь. Появилась у меня коляска. Теперь могу даже сам ездить, куда хочу. Хоть на рыбалку.
Но выяснилось: для того, чтобы ездить, для начала надо выбраться из подъезда. Коляска тяжелая – 90 килограммов. Ветеран живет хотя и на первом, но на высоком этаже. До квартиры несколько крутых ступеней. Коляску приходилось затаскивать его жене. Сейчас и у нее проблемы со спиной. Тогда инвалид обратился в ТСЖ с просьбой установить пандус. Однако 90 процентов жителей дома высказались против. Ветеран пошел в суд. В итоге мэрия два года назад установила в подъезде электро-подъемник стоимостью в полмиллиона рублей за бюджетный счет. Игорь начал самостоятельно выбираться из дома на прогулки.
Но возникла другая проблема. По правилам, пандус, пусть даже и установленный за государственные деньги, является общим имуществом дома. Его нужно взять на баланс. Городская администрация содержать его не имеет права. Но жители дома (а там организовано ТСЖ) наотрез отказались идти навстречу ветерану и брать электроподъемник на свой баланс, говорит костромской корреспондент «Российской газеты» Анна Скудаева.
СКУДАЕВА: Когда пришло время передавать документы на подъемник тем, кто будет его обслуживать, наблюдать за его техническим состоянием, – вот здесь и возникла проблема. Жители дома (а это большой 80-квартирный дом) сказали, что подъемником пользуется только один человек, а всем остальным жителям дома это устройство не требуется. И поэтому им не хочется платить деньги ни за страховку, ни за обслуживание этого подъемника.
Хотя обслуживание пандуса – если сумму раскидать на всех жильцов – совсем не обременительное: 27 копеек с квадратного метра, в среднем в месяц по 16 рублей с квартиры. Возможно, дело в другом: некоторые соседи утверждают, что пандус им просто мешает. Мол, пока инвалид-колясочник пользуются подъемным устройством, нельзя ни войти, ни выйти из дома, ижителям приходится ждать по несколько минут. Чтобы заставить ТСЖ взять подъемник на баланс дома, в суд обратилась уже мэрия Костромы, поясняет Анна Скудаева.
СКУДАЕВА: В суде представитель Администрации Костромы ссылался на нормы Жилищного кодекса, которые гласят, что когда оборудование установлено в многоквартирном жилом доме, оно переходит в разряд общей собственности жителей этого дома. Но жители говорят: мы не хотим принимать его на баланс. Мы не хотим за него отвечать. Они предложили инвалиду самому все это обслуживать и оплачивать. Естественно, на скромную пенсию по инвалидности сделать это сложно.
Сейчас судебное разбирательство продолжается. Жильцы дома пошли на принцип. Иск был подан к председателю ТСЖ. Опасаясь, что суд может обязать его взять пандус на баланс дома, соседи в срочном порядке избрали нового председателя, лишив своего представителя права подписывать какие-либо документы, касающиеся общего имущества. В ответ в мэрии заявили, что будут подавать новый иск, уже не к председателю, а к каждому собственнику жилья.
История затягивается. Пандус пока остается без хозяина. Но судебная тяжба, возможно, является единственным вариантом решения проблемы. По крайней мере, зампред Костромской организации Российского союза ветеранов Дмитрий Иванов не понимает, как в такой ситуации помочь инвалиду.
ИВАНОВ: Мы помогли тем, что в конце концов все это сделали. Дальше идет вопрос по оплате за обслуживание. Вот в чем вопрос. Обслуживание этого подъемника. Соответствующая служба просит: заплатите. То ли это администрация города берет это на себя, то ли за счет дома. Я не знаю, как этот вопрос решить.
В свою очередь, в костромской прокуратуре говорят, что занимались этой проблемой на предыдущем этапе, когда речь шла о необходимости установки пандуса. А нынешнее противостояние является исключительно гражданским разбирательством.