Интервью Модификация Достоевского и другие сюрпризы от Литературного музея
Персоны
В Москве после капитального ремонта открылось новое здание Литературного музея. Что ждет посетителей? Самые интересные литературные места.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Сегодня я рад приветствовать в этой студии директора Государственного литературного музея имени Владимира Ивановича Даля Дмитрия Бака. Здравствуйте, Дмитрий.
БАК: Добрый день. Позвольте вас поправить, это такая контаменация: наш музей с 1934- по 2017 год назывался Государственный литературный музей (без всякого имени), а сейчас он называется Государственный музей истории российской литературы имени Владимира Ивановича Даля. А в скобках прежнее название – Государственный литературный музей, которое нам дорого. Вот так обстоит дело.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну да, понятно. Я недавно, естественно, с большой радостью прочитал, что вы сидите в кабинете на Садовом кольце. То есть вот то здание, которое накануне Года литературы было передано Литературному музею, оно в результате всех сложнейших событий, перемен и так далее, оно все-таки, спустя уже, получается, почти четыре года после того как Год литературы прошел, оно все-таки стало музеем.
БАК: Вы знаете, да. Я опять здесь поправлю вас только чуть-чуть, потому что здание было передано в последние дни Года литературы, в декабре 2015 года. Благодаря поддержке, конечно, Министерства культуры мы это здание получили. Не просто реставрировали новое, а потому что мы реставрировали много других. Если есть 20 секунд, то я скажу, что за последние шесть лет мы ввели уже пятый объект в строй. Это абсолютно новый музей Александра Исаевича Солженицына в Кисловодске в 2015 году.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это ваш филиал?
БАК: Да, это наш отдел, первый в мире. Сейчас вот в Рязани в августе будет введен очередной музей. Затем в 2014 году к 200-летию Лермонтова была проведена реэкспозиция дома на Малой Молчановке – это два. Затем Музей Михаила Михайловича Пришвина замечательный, в деревне Дунино Одинцовского района. Если вдруг вы не были…
ЗАСЛАВСКИЙ: Не был никогда.
БАК: Немедленно туда, мы вас примем, и все приезжайте, это чудесное место, оно такое элитное во всех смыслах. Кроме того, дом Морозовых в Шелапутинском переулке, дом 1 (тоже объект культурного наследия) был введен. Ну и вот наконец Зубовский бульвар. Ну и это непростой дом, как вы знаете, да?
ЗАСЛАВСКИЙ: Да.
БАК: Сейчас у нас там работает выставка о жильцах этого дома. Оказалось, что этот дом – доходный дом Любощинских-Вернадских, как мы ему присвоили такой бренд, и надеемся, что со временем он будет официальным. Это те самые Любощинские, которые участвовали в создании Литературного фонда. Ну а Вернадские какие – говорить не нужно, это Владимир Иванович Вернадский и его сын-историк. И вот они в 11-м году, чтобы отгородиться от Садового кольца шумного (а они жили в доме, который сейчас тоже сохранился, там он в частных, к сожалению, руках, где собирались устроить музей Вернадского, но не вышло), они построили этот дом, и он был элитным. Это был такой пентхаус в своем роде для 11-го года, там был лифт в 11-м году и были комнаты для прислуги. И там стали селиться их друзья. А их друзья – это ученые, писатели, профессора. Там жил Дмитрий Шаховской, там жил Шилейко, например. Я вообще к своему стыду не знал, что он москвич в какой-то период жизни. И масса-масса всяких людей. А после революции стараниями его…
ЗАСЛАВСКИЙ: Шилейко – это переводчик?
БАК: Это муж Ахматовой
ЗАСЛАВСКИЙ: Да-да-да.
БАК: Вольдемар Каземирович Шилейко – второй супруг официальный Анны Андреевны Ахматовой. Поэтому там бывали все, начиная с Ахматовой, в этом доме. А после революции – что бы вы думали? Была такая страшная аббревиатура ЦКУБУ – центральная комиссия по улучшению быта ученых, ну одно из детищ Горького, ну где спасли академика Павлова, там и многих других больших ученых из бывших. И этот дом попал в это ведение, и опять там элита московская. Ну и удивительная история состоит в том, что этот дом принял в число своих жильцов Льва Александровича Кулиджанова, который в фильме «Дом, в котором я живу» снял этот дом. И он был женат на внучке владельца – Марка Марковича Любощинского. И она жива. И на открытии 92-летняя Наталья Анатольевна Фокина (она же Кулиджанова) у нас была. И там жил Николай Альбертович Кун – «Легенды и мифы Древней Греции», и вообще бог знает кто! То есть мы попали в точку – это абсолютно литературный дом, такой литературно-художественный, который прямо соответствует нашему профилю. И эта выставка пользуется огромным успехом.
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью