От трёх до пяти «Пожары в регионах предопределены их геологическим строением»

5 августа 2019, 16:08

Персоны

Час геолога: о лесных пожарах Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский беседуют с доктором геолого-минералогических наук, ведущим научным сотрудником геологического факультета МГУ им. Ломоносова Владимиром Сывороткиным.

СЫВОРОТКИН: Мне действительно придётся, наверно, повторить, потому что перед нашим весенним и летним расставанием как раз мы и обсуждали вот эту тему природных пожаров, и я тогда рассказывал о своём, так сказать, газо-геохимическом алгоритме, сценарии вот этих пожаров. И то, что сейчас происходит, идёт точно так же по этому сценарию. Поэтому вот эти многочисленные разговоры о том, о сём, ну, вынудили меня сегодня сюда прийти и всё-таки сказать, что, друзья мои, вот когда мы говорим о природных пожарах, надо всё-таки две эмпирически абсолютно точно установленных… Два параметра, две вещи такие держать в голове и пытаться их объяснить. Первое. То, что вот эти регионы, охваченные пожарами, всегда одни и те же. И мы их называли.

САТАНОВСКИЙ: Что называется, предсказать несложно.

СЫВОРОТКИН: Предсказать несложно. Это раз.

САТАНОВСКИЙ: И подготовиться.

СЫВОРОТКИН: И второе. То, что в этих областях, в этих регионах, уже однозначно нам известных, Калифорния для Америки, штаты восточного побережья Австралии, мы их перечисляли.

САТАНОВСКИЙ: Да. Чили с сосновыми горными лесами. Они известны.

СЫВОРОТКИН: Да. И второй фактор, который надо, на котором я настаиваю всячески, что пожары идут только тогда, когда мы там видим мощные озоновые аномалии. Исчезает аномалия – и уже МЧС докладывает: потушили. Вот с этим просто можно сразу пример такой привести. Ну, давний, когда премьер… Это года два назад, ну, горит – горит тоже там где-то. Премьер вызывает министра предыдущего МЧС и говорит: «Ну, что же у тебя всё горит и горит». «Есть! Так точно! Сейчас потушим». Прилетает в Иркутск, собирает всех и говорит… 14, скажем, августа было: «Две недели. Больше нам не надо». Собирает все силы МЧС, пересылает сюда самолёты, то, сё, пятое, десяток. Тушат. Пожары закончились 21 сентября. То есть почти через полтора месяца относительно… А что произошло 21 сентября? Озоновая аномалия, которая охватывала этот прибайкальский регион, сменилась на положительную аномалию. Точно так же сейчас.

КОРНЕЕВСКИЙ: Владимир Владимирович, просто вот ваш взгляд – такой, довольно фаталистичный. То есть ничего делать не надо. Ничего сделать нельзя. Или что?

СЫВОРОТКИН: Нет. Это шаг к тому как раз… Что значит, ничего не надо делать? Во-первых, мы уже говорили…

САТАНОВСКИЙ: Просто вы знаете, где делать, и представляете, когда делать.

СЫВОРОТКИН: Да!

САТАНОВСКИЙ: А уж будете вы или нет делать, ну…

СЫВОРОТКИН: Будете или нет – это другой вопрос.

САТАНОВСКИЙ: Для этого у нас начальство.

СЫВОРОТКИН: И что делать. Есть пожарные. Я-то вот здесь как геолог могу сказать, что регионы, охваченные пожарами, предопределены геологическим строением. Мы же – «Час геолога» здесь. Рифтовые зоны, расколы, из которых идёт водород, и когда идёт водород, разрушается озоновый слой, падает давление, затягиваются южные антициклоны горячие, всё разогревается, а смесь водорода… Тут же поступает ультрафиолет через озоновую дыру, внизу появляется озон, всё это самовоспламеняется.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация