Авторские материалы Покажи личико – дверь и откроется

12 сентября 2019, 17:26

Персоны

«Смотрите в объектив – сейчас откроется турникет!». В московском метро началось тестирование системы оплаты проезда через технологию Face ID. Экспериментальное устройство испытывается на станции «Сухаревская». Если технология оправдает себя и гарантирует защиту от различных уязвимостей, она будет внедряться во всей столичной подземке. В глазок камеры сегодня заглянул и обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

Подошел к турникету, посмотрел в камеру – двери и открылись. Сказка на основе технологий XXI века начинает воплощаться в столичном метро. Разнообразные камеры для наблюдения обстановки на транспорте давно и активно работают по всему миру, а вот постановка их контролерами на вход – вещь редкая. Нигде еще такое на практике не реализовано, рассказал нам замруководителя Лаборатории компьютерной криминалистики компании Group-IB Сергей Никитин.

НИКИТИН: Как коммерческая эксплуатация подобных систем в других странах – еще не очень развита; обычно биометрия – это некий второй фактор, не основной для оплаты, потому что пока что – достаточно много ложных результатов.

Тестирование, которое началось в Москве на станции «Сухаревская», выглядит так: на одном из турникетов укреплена на трубке камера. Ее объектив повернут к входящему. А перед самим турникетом обозначен круг, в который должен зайти пассажир и оттуда уже глянуть в камеру. Менее чем за секунду, сверив лицо с оригинальным фото, которое пассажир заранее ввел в систему, она примет решение, пускать его или нет.

Почему нет – вот тут вопросы. Система распознавания должна научиться определять и отсеивать мельчайшие детали. Не допускать любые уязвимости. Возьмем пример, когда женщина покрасила волосы, из брюнетки стала блондинкой – а из салона ей возвращаться домой на метро. Пустит ли ее Face ID? Или же кто-то впал в депрессию в выходные, а в понедельник лицо опухло, и как тут быть? Про близнецов – вообще разговор отдельный.

Должна работать и защита от мошенников, и просто шутников, добавляет Сергей Никитин, ведь системы пока плохо отличают живого человека от его цветного фото высокого разрешения на листе формата А4.

НИКИТИН: Для того чтобы такая система была полноценной, это должна быть не просто камера, но и еще и специальный проектор, который будет строить карту глубины лица, чтобы как раз плоские изображения не проходили через эту штуку.

Механизм оплаты запланирован следующий: пассажир должен будет скачать на смартфон специальное приложение, зарегистрироваться там и сделать то самое селфи, с которым система в дальнейшем будет каждый раз сверять его лицо. А введенные в приложение также данные банковской карты позволят списывать деньги при очередной поездке. Задумка организации еще одного способа оплаты метро – через искусственный интеллект в придачу к уже действующим картам, перстням и брелокам – принадлежит двум крупным российским банкам. Сейчас, на этапе коррекции визуального опознавания, их представители не дают ответа, а смогут ли пользоваться новинкой клиенты других банков. Или для них расчет будет включать комиссию?

По оценке руководства Департамента транспорта Москвы, по-настоящему Face ID в метро сможет заработать в конце будущего года, если нынешний эксперимент будет признан успешным и, самое главное – безопасным.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация