Авторские материалы «Сувенир» превратит вас в наркодилера: чем грозит провоз продуктов с коноплёй
Персоны
Разнообразные напитки, сладости и выпечка, на которых изображен листок конопли, свободно продаются в странах Евросоюза. А туристы из России порой берут их, чтобы повеселить знакомых. Конопляное масло в этих продуктах – в микроскопических дозах, но его достаточно, чтобы на таможне было возбуждено уголовное дело. Законы Белоруссии и России жестко карают за такую контрабанду. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
Через пограничный переход Тересполь – Брест с польской стороны ежедневно в Белоруссию заезжают сотни автобусов и легковых машин. Большинство – местные жители, но встречаются и россияне, которые возвращаются домой из автомобильных круизов по Европе. Таможенники при проверке вещей и багажников машин обычно задают один вопрос: мясные и молочные продукты есть? Ввоз их в Белоруссию запрещен – об этом еще до таможенного поста сообщает бегущая строка на огромном электронном табло. Далее, кстати, прокручивается напоминание, что и ввоз наркотиков и наркотических смесей преследуется по закону. Но это уже мало кто читает – все же польско-белорусская граница, как принято думать, лежит далеко в стороне от оживленного наркотрафика.
На заднем сиденье в машине жительницы Екатеринбурга Жанны лежал раскрытый рюкзак, а в нем – пара банок энергетика и шоколад. На них красовалась надпись – «каннабис». Купила она все это в обычном магазине в Германии. На этикетках было написано – «без наркотического эффекта, содержание экстракта конопли – 0,02%». Белорусский таможенник, заметив весь набор, тут же вызвал своих коллег. Дальше – понятые, полный досмотр салона и наручники: девушку увезли в следственный изолятор Бреста.
Потом был суд. Жанну приговорили к 3 годам исправительной колонии. Девушку защищал белорусский адвокат Антон Гашинский. Он пояснил нам юридическую подоплеку этой истории.
ГАШИНСКИЙ: По законодательству Республики Беларусь, требования к провозу и перемещению через государственную границу наркотических и психотропных средств – достаточно жесткие. Часто бывают случаи, когда российские граждане, белорусские – неважно, посещают в качестве туристов европейские страны, где оборот наркотических и психотропных средств лояльный и мягкий. Там можно на абсолютно законном основании приобрести как наркотические средства, так и какие-то сувениры, содержащие их в своем составе. Так вот, перемещение данных средств, веществ и предметов через границу Республики Беларусь – незаконно и будет караться в соответствии с Уголовным кодексом.
Либеральный подход к психотропным веществам во многих уголках Евросоюза – это не только общеизвестные легкие наркотики и галюциногенные грибы в свободной продаже в Голландии. Добавка конопли в некоторые пищевые продукты стала обыденностью. Банки с энергетическими напитками, шоколад, печенье и леденцы, на упаковках которых красуется семилопастный зеленый листок, можно встретить во многих магазинах, киосках и на автозаправках. Разумеется, слово «каннабис» крупными буквами тоже присутствует. Хотя на оборотной стороне этикетки нанесена фраза «None narcotic effect»; чуть ниже, в составе, среди прочего, перечисляются где-то – 0,01, где-то – 0,02% содержания экстракта конопли. В Словакии, например, выпускается конопляный чай. Производитель уверяет, что нарезанная сухая трава в прозрачной пачке с надписью «konopa» – это «конопля» на словацком – обладает сугубо успокаивающим действием, безо всякого наркотического. Вроде бы неплохой маркетинговый ход, который позволяет расширить продажи привычных продуктов. К тому же несколько евроцентов можно накинуть сверху к цене. И туристы из стран, не входящих в ЕС, охотно разбирают все это шутки ради. Но шутки, увы, часто заканчиваются, когда люди возвращаются домой. Белорусские таможенники даже тысячные доли содержания марихуаны быстро переводят в число 328. Под этим номером в Уголовном кодексе Белоруссии прописана соответствующая статья, говорит Антон Гашинский.
ГАШИНСКИЙ: Законодатель установил уголовную ответственность за любое содержание наркотического вещества, вне зависимости от того, может быть достигнут эффект или нет, и судебная практика на сегодняшний момент идет по следующему пути: если у вас есть шоколадка 100-граммовая и там содержится хотя бы какая-то доля конопляного масла – в случае производства экспертизы данного шоколада будет установлено количественное содержание тетрагидроканнабинола, то в этом случае весь объем шоколада будет вменен как вещество, содержащее в своем составе тетрагидроканнабинол. В результате это – крупный размер.
Поскольку наказание равно полагается и за наркотики, и за наркотические смеси, то 300 граммов газировки – уже крупный размер. С большим трудом адвокату в деле россиянки удалось отклонить это отягчающее обстоятельство. Антон Гашинский заметил, что не всплыл в слушаниях и совсем плохой вариант – ведь энергетики и шоколад покупались в том числе и на сувениры друзьям.
ГАШИНСКИЙ: А если вы еще скажете, что вы везете в качестве подарка – то у вас будет цель сбыта, и вы будете осуждены на наказание в виде лишения свободы от 8 до 15 лет в Республике Беларусь. Лучше через территорию Республики Беларусь такие вещи не провозить, потому что тут практика судебная идет не на стороне туристов и граждан, которые проезжают. Тут сотрудники таможни очень жестко реагируют на это, пограничники – тоже; никто ни с кем не церемонится.
В последние годы несколько россиян получили тюремные сроки в соседнем государстве. При нулевой толерантности белорусских криминальных установлений к наркотикам любой товар, где есть хотя бы намек на присутствие запрещенных веществ, надо оставлять на западном берегу Буга. Совет адвоката адресован всем автотуристам, которые двигаются транзитом через Белоруссию. И не только автотуристам, но и тем, кто летит на самолетах. И летит напрямую в российские города – тоже. Уголовный кодекс нашей страны также позволяет судам жестко реагировать даже на молекулы экстракта конопли в продукте, несмотря на безупречную фабричную упаковку, прокомментировал нам столичный адвокат Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: В Российской Федерации действует законодательство, которое фактически является запретительным к контрабанде любых видов наркотиков и психотропных веществ в любом размере, то есть даже если обнаружена там ноль целых, ноль-ноль какая-то часть грамма вещества запрещенного, это уже будет основанием для привлечения к уголовной ответственности.
И не стоит рассчитывать, что товары с конопляным содержимым удастся утаить в сумке в плотном потоке других пассажиров в московском аэропорту. Выборочный досмотр легко разрушит эту иллюзию. Владислав Кочерин здесь делает особый упор на слове «контрабанда».
КОЧЕРИН: У нас учитывается малозначительность деяния, только если гражданин, допустим, пойман с запрещенным препаратом на улице. То есть если вас ловят, грубо говоря, на улице с небольшим количеством препарата, то это может быть административной ответственностью – не уголовной. Что касается контрабанды, контрабанда категорически запрещена вообще в любом объеме. Поэтому если гражданина ловят на границе при попытке ввезти запрещенный препарат в любом объеме, в любом виде – это будет квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние, возбуждается уголовное дело.
И уж если в далекой поездке подобная пикантная безделушка вдруг привлечет взгляд, лучше всего просто сфотографировать ее на память. Может быть, она и стоит 2-3 евро, но не 2-3 лет жизни – совершенно точно.