Картинка

Служебный вход «Любимовка» не дала прерваться связи поколений в драматургии

14 сентября 2019, 21:10

Персоны

Чем знаменателен фестиваль молодой драматургии «Любимовка»? Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с театральным критиком, арт-директором Центра им. Мейерхольда Еленой Ковальской и драматургом и сценаристом Александром Родионовым в программе «Служебный вход» на радио «Вести ФМ».

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. От начала сентября это не только начало нового театрального сезона, но и традиционно время проведения первого, традиционно же, первого театрального фестиваля сезона. И это фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Программа вся почти в «Театр.doc», если нет, то меня сейчас поправят сегодняшние гости. Я рад представить. Это Елена Ковальская – театральный критик, арт-директор Центра Мейерхольда и долгое время арт-директор фестиваля «Любимовка». Здравствуйте, Лена.

КОВАЛЬСКАЯ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И Александр Родионов – драматург и сценарист, и один из кураторов нынешней программы фестиваля этого года, долгое время был директором фестиваля «Любимовка». Здравствуйте, Александр.

РОДИОНОВ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Расскажите, пожалуйста, во-первых, этот фестиваль уже 30-й, юбилейный. И, сохранив в своей эмблеме замечательный такой светло-зеленый цвет молодой поросли, он добавил еще и сердечко, из которого течет зеленая кровь. Такая вот отчасти духоподъемная, отчасти трагическая история, вероятно, говорящая о том, что и сами пьесы тоже такие же кровоточащие. Что вот к этому 30-летию сделано такого? Потому что ведь это же фестиваль, который был, как уже понятно, в 89-м году появился, и первоначально действительно проходил в «Любимовке», и я еще, и вы, наверное, тоже застали это. Застали, да?

КОВАЛЬСКАЯ: Да.

ЗАСЛАВСКИЙ: Да, это время, когда одни старшие передавали уже руководство другим старшим, и этот вот ареопаг, куда входили Юрий Сергеевич Рыбаков – критик, и Виктор Славкин, Казанцев, Рощин, Гуркин. Уже уступал место, но не уходил и продолжал вести диалог с уже даже не следующим, а через поколение, это были Ворожбит, Курочкин и те, кто сегодня – Слава, Миша Дурненковы – те, кто сегодня уже стал тоже такими, можно сказать, мэтрами новой драмы и занимает важное место и уступает место новым же поколениям, там Асе Волошиной и другим.

КОВАЛЬСКАЯ: Ну вот и сказали, что совершила «Любимовка». Она не дала прерваться связи поколений в драматургии и в театре таким образом. Неспроста все начиналось и происходило в первые годы в имении Станиславского «Любимовка», где читали всей гурьбой, мхатовцы читали пьесу «Чайка». И там же я впервые услышала пьесу «Властелин» Василия Сигарева, и там же познакомилась с Ворожбит и Курочкиным и другими драматургами, вообще с современной драматургией, как бы на сцене ее не было в конце 90-х.

ЗАСЛАВСКИЙ: Да, и с Леной, и с Мишей – с Еленой Греминой и с Михаилом Угаровым. Я до этого только их критиковал, а живьем познакомился именно там.

КОВАЛЬСКАЯ: То, что сегодня современная пьеса идет в каждом приличном театре в стране, а я могу это свидетельствовать, это и есть та работа, которую сделали Гремина,Угаров и старшие товарищи, их младшие товарищи, которые продолжают сегодня, Казачков, Дурненков, Аня Банасюкевич. Я не назову другого проекта в культуре в нашей, который бы сохранился, расцвел, менялся так же, как менялась жизнь, но все-таки сохранился в нашей культуре. Ну вот, Сандрик, что вам на ум приходит?

РОДИОНОВ: Я понимаю, что для меня особенность «Любимовки» как раз в этой способности каждый год добавить к нашему как будто бы финальному знанию о том, какие молодые драматурги уже у нас есть, вдруг внезапно новые знания. Оказывается, есть еще молодые драматурги. И поразительное для меня чувство, какое-то очень всегда невероятное и при этом абсолютно реальное ежегодное чудо: а ничего не меняется в худшую сторону от того, что появилось еще N молодых драматургов. Эта ситуация вот этой дружественной преемственности от одних людей, которые создали фестиваль, к следующим, которые его проводят, и так через поколение, поколение и поколение. Вот уже совсем молодые драматурги проводят то, что начали Казанцев и Рощин в 89-м году.

Слушайте в аудиофайле

Служебный вход. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация