Картинка

Авторские материалы Этикетку заставят говорить правду

1 октября 2019, 17:25

Персоны

В правительстве планируют пересмотреть правила маркировки товаров. Производителям продуктов придётся доказывать, что их мёд действительно «горный», а вода – «ключевая». Зачастую броское название не соответствует содержимому. Но формально изготовители не нарушают закон. Уловки на упаковке изучил экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.

Красивые этикетки обещают эко- или nature-продукт, который, конечно, стоит дороже обычного. Люди верят, что покупают «живую» еду и «природную» воду, хотя часто это – лишь рекламный ход. Самая любимая у маркетологов – «натуральная» маркировка. На бутылках пишут «ключевая» или «родниковая» вода. Мало кто задумывается, какой родник способен наполнить десятки тысяч бутылок в день. В лучшем случае это – вода из артезианской скважины.

Повсеместный обман диссонирует с жёсткими требованиями Росстандарта. По закону изготовитель не может наделять продукт свойствами, которых у него нет. Удивительно, но мало кто из производителей нарушает это правило. Например, невозможно определить «природное» происхождение питьевой воды, поскольку нет методики проверки. Комментирует начальник отдела нормативно-правовой работы Роскачества Олег Фоломеев.

ФОЛОМЕЕВ: На той же самой воде указывается слово nature или его аналоги. Также на рынке распространено использование мест происхождения товара. То есть таких, как «кубанский рис», «астраханский арбуз», «уральские пельмени» – это пишется на упаковках товаров, которые не произведены в данных регионах.

Специалисты удивлены обилием «горно-алтайского мёда» – на такой объём не хватит всех цветов Алтая. Популярны «фермерские» продукты, но нет гарантии того, что они – с частного подворья. Ещё одна уловка маркетологов – «целебный цельнозерновой» хлеб. Этикетка расписывает его полезные свойства, но мелкий шрифт выдаёт лишённую всякой пользы рафинированную муку, а цельные зёрна присутствуют, скорее, как биодобавка. Производитель не должен доказывать, почему он написал на этикетке «здоровый продукт», отмечает председатель правления столичного Общества защиты прав потребителей Надежда Головкова.

ГОЛОВКОВА: Никаких регламентов, тем более ГОСТов, которые регламентировали бы как-то данную ситуацию, просто не существует. Это все равно что написать: «Мой продукт – самый лучший». Ну и что? Ну, покупайте. Да, они все безопасны, но не более того. Это стало таким рекламным ходом, и народ на это ведётся.

В Европе наклейки «эко» и «органик» означают, что продукт – экологический чистый и может быть полезен для человека. Производителей жёстко проверяют на химикаты – от травы, которую едят животные, до комбикормов и воды. За обман оштрафуют и закроют бизнес.

У нас многие приравнивают к «органике» фермерскую продукцию. На этикетке это выглядит так: яркое название – «органический продукт», а рядом – приписка: «Изготовлено на территории некой экофермы». Покупатель вряд ли проверит, есть ли рядом с этой фермой вредное производство.

Другая «фишка» производителей "здорового питания" – насыщенные биобактериями йогурты и сладости без сахара. Пользы от них – не больше, чем от обычных продуктов, уверены диетологи. Есть откровенно вредные заменители, например, сахарин, аспартам. Прежде чем тратиться на «полезный» йогурт и пирожное без калорий, нужно внимательно изучить состав, советует врач-диетолог Алена Соломатина.

СОЛОМАТИНА: Если мы там видим какие-то ухищрения типа мальтозы, патоки, то в принципе это тот же эквивалент сахара. Либо когда мы берём кисломолочные продукты, то нужно тоже смотреть, что входит в состав. Если туда входят какие-то усилители, консерванты, крахмал – понятно, что это суррогат.

Специалисты предлагают поменять правила маркировки товаров. У производителей «натуральных», как они заявляют, продуктов потребуют документы – с какой горы "горный" мёд, из какого родника вода в бутылке. Одной из первых определили приставку «органический». Она означает, что продукт имеет сертификат качества, то есть произведен по ГОСТу и без всякой «химии».

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация