Авторские материалы Плата за воздух: как салоны связи разводят клиентов

15 октября 2019, 14:10

Персоны

Телефоны в рассрочку – по двойной цене. Салоны связи все чаще попадаются на том, что торгуют навязанными услугами. Если клиент желает купить более или менее дорогой гаджет, то ему почти всегда включают в чек скрытые и явные доплаты. Самые бесполезные и дорогие из них – это кредиты, страховки и платные консультации. В сумме жертва платит за покупку в 1,5-2 раза больше, чем стоит аппарат. Как разводят покупателей салонов – в сюжете экономического обозревателя «Вестей ФМ» Валерия Емельянова.

Нельзя просто зайти в салон и купить понравившийся смартфон. В этих компаниях все устроено так, что жертву берут в оборот по отработанной схеме. Продавец не просто может, а он обязан предложить клиенту рассрочку, в идеале – кредит. Если речь – о топовых гаджетах с ценником выше среднего, то сейчас их люди в основном и так берут в рассрочку, поэтому они легко становятся жертвами обмана.

Вот, например, из недавнего. Дело дошло до Верховного суда. Женщина из Челябинска покупала смартфон за 60 тысяч, но после сложных манипуляций со скидками, доплатами и страховками оказалась должна салону и банку почти 100 тысяч. Обнаружила она это только дома, когда прошлась по всем чекам и договорам с калькулятором. В стоимость ей включили: «умный» чехол, гигантскую по объему карту памяти, страховку телефона от всего, включая удар молнии и попадание в ДТП, автоинформирование о кредите и консультацию. Последний пункт – это квинтэссенция навязанных услуг. В платную консультацию входит все вплоть до того, что продавец якобы пересказал вам инструкцию к аппарату. Вот комментарий бывшего сотрудника крупного салона связи (взято из его видеоблога).

СОТРУДНИК: Туда входит наклеивание пленки, регистрация аккаунта Google, создание Apple ID, то есть всякие рядовые функции, с которыми справляется сейчас практически любой человек. И ты за это берешь 7999 рублей. И чаще всего тебя заставляют, практически принуждают, чтобы ты продавал это в рассрочку со словам: «Ну, а что, он все равно телефон в рассрочку берет, докинь ему настройки, еще какую-нибудь ерунду, ему все равно в рассрочку, что ему эти 200-500 рублей переплатить? Согласится. Давай-давай, иди».

Итого, рассрочка, которая сама по себе является скрытой формой кредита (в цене гаджета уже зашиты проценты) превращается в дорогой потребительский заем с комплектом страховой защиты для самого гаджета (это – не гарантийные случаи вроде битого экрана, намокания или пожара), затем его владельца (от болезней и потери работы) и, наконец, самого банка (от смерти заемщика). Не все клиенты это знают, но в первые две недели по закону навязанные страховки можно сдать и вернуть деньги. Только идти нужно не обратно в салон, а в страховую компанию, которая указана в договоре.

С навязанной консультацией (за услугу настройки и проверки телефона) тоже можно разобраться. Люди успешно жалуются в Роспотребнадзор, идут в суды, и те принуждают салоны вернуть деньги, поскольку никакого договора на консультацию обычно нет, как и самой консультации. Раз нельзя доказать, что продавец отработал эти 5-8 тысяч, помогая клиенту осваивать новый телефон, то считается, что это – плата за воздух. А вот от кредита просто так отказаться не получится. Если вместо рассрочки дали на подпись договор займа, то платить по нему придется. Единственный вариант избавиться от долга и переплаты – это погасить всю сумму досрочно, то есть смириться с тем, что заплатить за телефон придется все и сразу. Шансы получить настоящую рассрочку в салоне связи крайне невелики. Вот еще один пример – как обучают новичков продажам электроники (записано скрытой камерой, взято у одного из блогеров).

- Ты им говоришь: «Вам рассрочку не дали, вам предложили кредит». Если человек хочет взять телефон, он согласится.
- А если ты пожизненную гарантию ему включаешь, а он не хочет?
- А ты даже не спрашиваешь, это обязательно. Для этого и кредиты у нас, чтобы планы выполнять.
- Но это же кредиты!
- Ты хочешь зарабатывать?
- Я понимаю, но при чем тут кредит?
- Если ты хочешь зарабатывать и закрывать планы, то надо. Если спрашивают, то говоришь, это – обязательное условие банка.

Кроме крупных схем, о которых говорилось выше, есть десятки приемов с разводом клиентов на небольшие деньги. Например, пришел человек в салон купить дешевенький чехол, а в нагрузку ему продали сим-карту. Якобы она была бесплатная, и даже 100 рублей шло на счете в подарок. Но когда человек опомнится, то поймет, что ему включили эту сумму в чек в качестве доплаты за чехол. Если попытаться вернуть такую сим-карту, то потребуют доплатить за чехол, который якобы идет по акции только благодаря той самой сим-карте, а если без нее, то он – намного дороже. Вообще, система поощрений для продавцов салонов целиком строится на мелких товарах. Условного говоря, им выгоднее продать 10 чехлов или 20 пленок, чем один iPhone. Вывод из всего этого очевидный – не брать в салонах связи вообще ничего, что там предлагают. И, по возможности, сравнивать их цены с ценами в магазинах техники и на онлайн-площадках.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация