Культурное путешествие Милан мало похож на остальную Италию

26 октября 2019, 07:06

Персоны

Что может быть приятней, чем провести время среди шедевров Ренессанса? Откуда видны Франция и Московский Кремль?

СТУПАК: Приветствую всех слушателей "Вести ФМ". В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте, Полина.

СТУПАК: Дирижер Клаудио Аббадо, кинорежиссеры Тинто Брасс и Лукино Висконти, модельер Стефано Габбана и певец Адриано Челентано, композитор Нино Рота и главный раввин России Берл Лазар. Такие разные люди, и всех их объединяет то, что они родились в одном городе. Здесь знаменитый на весь мир собор Дуомо соседствует с капеллой Костницей, величественное здание "Ла Скала" уживается с памятником в виде среднего пальца, а туманным вечером город напоминает Петербург. И сегодня мы отправляемся в путешествие в северную столицу Италии, в один из самых модных мегаполисов мира – в Милан. Вот мне кажется, что может быть приятнее, чем провести утро среди шедевров Ренессанса, днем пройтись по бутикам Золотого квартала, а вечером надеть новый наряд, например, в "Ла Скала". Марат, многие, приезжая в этот город, говорят о том, что он такой серый, малоприветливый, и смотреть-то там особо нечего, ну кроме там, не знаю, 5-10 каких-то основных достопримечательностей. Но ведь на самом деле это особый город и, кстати, мало похожий на основную Италию.

САФАРОВ: Да. Вот вы до эфира рассказывали о своем первом приезде в Милан, о первых впечатлениях начала нулевых. И, видимо, это вот именно тот период, когда Милан стал ощущать себя туристическим городом, поскольку до этого у Милана была репутация экономической столицы Италии. Да и что там говорить, современные экономисты относят Милан к числу глобальных городов, такое возникло понятие в литературе научной: "глобал-сити", "уолт-сити" говорят, когда город – это не мегаполис, это не синоним мегаполиса, это именно такая экономическая столица мира наряду с другими центрами. Если говорить о Милане, долгое время он ассоциировался именно как центр промышленности, во второй половине 20-го века наряду с этим вот эта репутация столицы моды, но не как туризм. И здесь вот очень важная деталь – это история 40-х годов и потеря архитектурных прежде всего, которые были характерны для городов Италии после бомбардировок союзников.

СТУПАК: Ну вообще скажем, что городу более двух тысяч лет, и разрушался он практически до основания минимум семь раз. Но вот говорят, что последнее такое максимально большое разрушение – это вот как раз август 43-го года, большая часть города была уничтожена. И действительно вот этот город, он ну такой эклектичный: там можно найти какую-то средневековую постройку, постройку – нарядное здание Палаццо 19-го века. И буквально через несколько кварталов возникнет такая большая стеклянная высотка уже современного 21-го века. И вот этот микс, он вызывает некую растерянность. Вот я даже могу сравнить, много в наших программах, посвященных Италии и различным ее провинциям, мы говорили о том, что, естественно, есть юг, есть центр и есть север, и все они отличаются друг от друга. И это как бы страна в стране, страна в миниатюре. А вот Милан, ну даже если взять его соседа – город Геную, это совершенно другой город, хотя тоже на севере. И вот Генуя – это что-то такое, к чему мы привыкли и с чем у нас Италия ассоциируется по картинам, по фильмам, по каким-то историческим сведениям. Милан – ну это вообще разрыв шаблонов.

САФАРОВ: Да. Более того, вы рассказывали очень интересную деталь о том, что в хорошие, не туманные дни из Милана можно увидеть Францию.

СТУПАК: Да, мы стояли на площади как раз около замка Сфорца, на фоне фотографировались вот этого знаменитого фонтана "Свадебный торт". И наш экскурсовод говорит: обратите внимание вот на ту часть, где находится парк, в яркую солнечную погоду вы можете увидеть земли Франции.

САФАРОВ: Более того, в самом же замке Сфорца можно увидеть и Московский Кремль. Это очень интересная деталь. Или наоборот в Московском Кремле можно увидеть что-то миланское. Ведь всем хорошо известно, что эти итальянские мастера.

СТУПАК: Строители это были.

САФАРОВ: Мастера, да. Их называли, многих из них в качестве, как будто бы фамилия звучало слово "фрязин", но на самом деле это искаженное от "франка", то есть так называли на Руси, средневековой Руси выходцев из Южной Европы, ну преимущественно тех, кого мы сейчас назовем итальянцами. И вот эти знаменитые мастера, они работали не только при дворе Ивана Третьего, но творили и на своей родине. И вот эти переклички, в частности крепостная стена замка Сфорца (а фактически это крепость), она уж, конечно, напоминает сразу же нам, особенно ее башенки крепостной стены...

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация