Лейтмотив «Детское сообщество формируется взрослыми»
Персоны
Сразу два ЧП в российских детсадах за одну неделю. Накануне в Нарьян-Маре психически больной мужчина зарезал 6-летнего мальчика. А несколькими днями ранее в Ярославле дети избили девочку.
Что происходит в наших детских садах и почему, отводя туда ребенка, мы зачастую рискуем его жизнью? Разберёмся вместе с экспертами. Ведущие – Руслан Быстров и Валерия Лабузная.
БЫСТРОВ: Приветствую нашего первого гостя – адвоката по семейному праву, кандидата юридический наук Викторию Дергунову. Здравствуйте! Виктория Андреевна, давайте общий вопрос сначала. Отвели мы ребенка в детский сад: кто конкретно с этого момента отвечает за этого ребенка?
ДЕРГУНОВА: Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников во время образовательного процесса, будь то школа или детский сад. Поэтому закон их обязывает создавать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья тех детей, которые находятся на их территории во время занятий или во время пребывания в детском саду или в школе. Поэтому если детям будет причинен вред в этот период, ответственность будет нести образовательное учреждение.
БЫСТРОВ: А кто конкретно? Это все-таки юридическое лицо! Воспитатель, директор?
ДЕРГУНОВА: Конкретный воспитатель. Лицо, на которое возложены должностные обязанности по тому, чтобы своевременно уделять должное внимание и совершать необходимый контроль за поведением учеников или детей с целью предотвращения причинения им травм, в том числе травм друг другу, своевременно вмешиваться в конфликт, который возникает между ними. То есть за каждой группой в том же детском саду закреплены определенные воспитатели, это входит в их обязанности. Это именно они должны были вмешаться своевременно и разнять детей, которые в данном случае вступили в конфликт, в котором один из детей мог получить травму.
***
БЫСТРОВ: Следующий наш гость – исполнительный директор ассоциации “Педагогическое сообщество реджио-подход”, руководитель частного детского сада “Студия активного детства Зелёное яблоко” Дина Дианова. Здравствуйте! Дина, вот два случая – в Ярославле и в Нарьян-Маре – это совпадение или есть какая-то системная проблема в детских садах?
ДИАНОВА: На мой взгляд, очевидно, что это – системная история, потому что это не только 2 случая. Я думаю, что случаи подобного рода, может быть, не столь ужасающие и не таким образом зафиксированные, происходят повсеместно, но мы просто о них не знаем. Сейчас, конечно, есть больше возможностей узнавать, тем не менее, я думаю, что это было всегда, просто в разной степени.
БЫСТРОВ: Вот все-таки всегда было или это – черта времени?
ДИАНОВА: Я думаю, не настолько, конечно, все это чудовищно выглядело! А сейчас люди отчуждены друг от друга, и это проблема системная, я бы сказала – содержательная!
***
БЫСТРОВ: У нас на связи президент Ассоциации детских психиатров и психологов, ведущий научный сотрудник Центра психического здоровья Анатолий Северный. Здравствуйте! Анатолий Алексеевич, должны ли родители учить ребенка давать сдачи, постоять за себя?
СЕВЕРНЫЙ: Конечно!
ЛАБУЗНАЯ: А как это должно выглядеть? Надо бить в ответ, что ли, другого ребенка?
СЕВЕРНЫЙ: Почему сразу бить? Способы постоять за себя есть самые различные! Вообще, известны 3 главных способа реакции на агрессию: первый – это бегство; второй – мнимая смерть, то есть ступор, то, что у животных распространено...
БЫСТРОВ: Прикинуться мертвым, понятно!
СЕВЕРНЫЙ: Прикинуться мертвым, да. И третий – ответная агрессия. Это – естественная реакция!
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Лейтмотив. Все выпуски
- Все аудио
- Лейтмотив