Картинка

Авторские материалы Главный враг асфальта: можно ли зимой отказаться от шипов?

12 ноября 2019, 17:27

Персоны

Шипы по сезону и скорость пониже. Исследования госкомпании «Автодор» показали, что 90% ущерба для автотрасс наносится в зимний период шипованными шинами. И чем выше разрешенная на трассах скорость – тем этот ущерб значительнее. Внеплановый же ремонт приводит к серьезным затратам. Специалисты предлагают бороться с причинами – установить жесткие сроки для использования шипованных шин и, наверное, уменьшить в холодное время года лимит максимальной скорости. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артёмова.

Технический регламент Таможенного союза устанавливает для каждого вида транспорта свои нормативные требования. Например, нельзя использовать зимние покрышки, в том числе и шипованные, на автомобилях с 1 июня по 31 августа, то есть в летние месяцы.

А в Административном кодексе есть ссылка на этот документ – то есть, если машина не отвечает нормативам, ее владелец штрафуется на 500 рублей.

Таковы единственные положения законов, которые регулируют езду на шипованной резине в России. И смысл для их пересмотра очевиден, говорит автомобильный обозреватель радиостанции «Вести ФМ» Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Шипованные шины запретили в большинстве стран мира, за исключением северных государств, в частности, в странах Скандинавии, в России и Канаде – в остальные страны въезд категорически запрещен на шипах, потому что они мало того, что разбивают асфальт – делают колею. Еще при этом поднимается пыль, невидимая глазу, но эта пыль, медики говорят, – серьезный ущерб для водителей и тех людей, которые находятся возле дороги.

Все это – многомиллиардные бюджетные расходы. Сократить их в немалой степени можно за счет уменьшения ущерба в зимний период, когда на сцену выступают главные враги асфальта и бетона – шипы.

В некоторых странах мира шипы используются уже более полувека. В госкомпании «Автодор» провели исследование, точнее – комплексное изучение зарубежных исследований о влиянии шипованной резины на покрытие дорог. По словам замдиректора департамента проектирования госкомпании Романа Бородина, в наших погодных условиях шипы – вещь необходимая и вынужденная.

БОРОДИН: Что повышает управляемость автомобиля, но при этом необходимо отметить, что на скоростных дорогах эта управляемость существенно снижается, и при этом наносится ущерб дорожному покрытию, что отмечается в многочисленных исследованиях зарубежных НИИ.

Выходит, шипы и полезны, и дороги они портят. И раз уж без шипов нельзя, то стоит попытаться ограничить их вредное действие, продолжает Роман Бородин.

БОРОДИН: Во главе угла стоит гибкая система, гибко-разрешительная система эксплуатации шипованных шин с учетом особенностей всех регионов, и предложения для закрепления этого в законодательной базе.

Попросту предлагается изменить даты разрешения на шипы. Например, для регионов ЦФО – сократить возможность их использования с нынешних 273 дней в году до 188. Если прикинуть, получается с 15 октября по 15 апреля. В остальное время – штраф. И не 500 рублей, а в 4-5 раз больше. Южнее коридор можно сузить, севернее – расширить: на той же Чукотке и календарным летом не будет лишним допустить шипы. Это логично и понятно. Но чтобы региональные власти получили возможность устанавливать собственные сроки для шипованной резины, заниматься сменой цифр в техрегламенте должно правительство. Поскольку документ все же – международный, как ни крути, говорит Вадим Паутов, юрист компании «Глазунов и Семенов».

ПАУТОВ: Если мы внесем изменения и скажем, что регионы смогут самостоятельно определять этот период, то не совсем понятно. Российская Федерация не может в одностороннем порядке изменить правила Таможенного союза.

Потому идея направлена в Минтранс, а уже оттуда, при целесообразности, ее представят на рассмотрение всего кабинета.

Актуальность этой идеи довольно спорна. Сегодня немного водителей катаются на шипах летом – шины тоже недешевые, и испортить их за пару месяцев несложно. Хотя тех, кто замешкался на старте весны, будут поджидать гибкие сроки и серьезный штраф.

Есть и другая наметка, уже целиком в компетенции законодателей: уменьшить предел скорости зимой для тех, кто на шипах. Впрочем, к этому надо подходить куда осторожнее, чем к тем же шинам, полагает Роман Бородин. Если прямо перевести идеальные цифры из иностранного опыта в Россию, водители могут не понять.

БОРОДИН: Доказано шведским НИИ дорожным, что свыше 70 километров в час – повышенный износ дорожного покрытия от влияния шипованных шин. Мы пока – в начальной стадии подтверждения данных результатов, и пока, наверное, преждевременно говорить о каких-то кардинальных мерах. Мы пока продолжаем данное исследование.

«Автодор» обслуживает трассу М-11. Платную – между Москвой и Санкт-Петербургом. Действительно, водителям вряд ли понравится 3 месяца в году видеть на лимитирующем знаке число, например, «80» вместо привычных «130». Но госкомпания управляет лишь 3 500 из почти миллиона километров российских дорог с твердым покрытием.

Разумеется, износ покрытия – проблема, общая для всех. И здесь обслуживающим компаниям в предстоящую зиму можно не дожидаться решений законодателей. А просто хитро выставить временные знаки ограничения скорости из-за ремонта. И даже если не вести никаких работ – это и будет своего рода ремонт. Который летом обойдется гораздо дороже. И в рублях, и в нервах.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация