Авторские материалы «Погуглила» диагноз: имеет ли право доктор спрашивать совета у Сети?

2 декабря 2019, 13:15

Персоны

Скорая интернет-помощь. В Братске приехавшая на вызов фельдшер неотложки не смогла понять причину болезни младенца и «погуглила» диагноз. Шокированная таким подходом мама сняла это на видео и выложила в соцсети. История разделила пользователей на два лагеря. Одни считают, что это недопустимо и крайне непрофессионально. Другие не видят ничего зазорного в такой онлайн-помощи. Ведь главное – помочь больному. Как вести себя, если врач после осмотра пациента открывает Интернет, а не медпортфель с необходимым оборудованием, узнала корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.

После приезда неотложки мама больного ребенка выложила видео, которое многих удивило. На нем медик в форме с надписью «Скорая помощь» в марлевой повязке сидит на кровати со смартфоном и зачитывает вслух с экрана некие врачебные рекомендации. Рядом находится полураздетый грудничок, которого явно только что осматривали.

Как можно понять, что фельдшер скорой, не зная, что именно беспокоит малыша, обратилась в чат, где разные доктора дают свои оценки ситуации? Ссылаясь на их рекомендации, она выдает итог родителям ребенка: надо подождать немного, дней 5.

«Это что за лечение? Разве можно так открыто показывать свою некомпетентность и профнепригодность? Почему такие люди работают в скорой? Где их берут?» – возмущенные комментарии под видео не заставили себя ждать. И людей можно понять, говорит врач-терапевт, трансфузиолог, автор книги «Пока едет скорая» Андрей Звонков. На взгляд со стороны, такой подход к лечению недопустим.

ЗВОНКОВ: Хоть Интернет есть. Это если пошутить. Хотя я понимаю, что этой маме – не до шуток. Времена меняются, меняется психология, отношение людей. С другой стороны, а чего тут постыдного? Человек понял, что он некомпетентен в данном вопросе, решил разобраться. С другой стороны, это – проблема нынешних кадров. Это то, что мы имеем.

Однако, если разбираться по существу, продолжает Андрей Звонков, в самой идее «подсказка друга» криминала нет. Ведь стоит задача – помочь больному. Другой вопрос – кто помогает на расстоянии: коллега, которому ты доверяешь, или инкогнито из Сети.

ЗВОНКОВ: Когда я работал в скорой, я звонил старшему врачу или в оперативный отдел, спрашивал совета у опытных сотрудников, объясняя ситуацию. И не стеснялся это делать даже при пациентах. Потом уже разбирались или устраивали разбор полетов. После того как ситуация решалась.

Безусловно, знающие и опытные доктора или фельдшеры скорой – это важная поддержка для больных. Когда они своими действиями демонстрируют компетентность, уверенность, это тоже помогает больному и его родственникам. Но если врач чего-то не знает (а все знать невозможно), то лучше пусть ищет подсказку, чем будет заниматься профанацией, считает врач скорой помощи Михаил Каневский.

КАНЕВСКИЙ: Может быть, какие-то моменты, которые не являются срочными, она уточняла у коллег. В чем её вина? Если она пыталась уточнить какую-то симптоматику, выяснить какое-то слово, ничего зазорного нет. Я тоже не могу всё знать. Но мне, к сожалению, все понятно всегда.

Более того, обращение к медсообществу в случае некомпетентности приехавшего на вызов медика – это нормально! Ведь задача – экстренно помочь больному. Врач скорой, бросая клич, может сопоставить рекомендации коллег с ситуацией и принять на месте решение. Просто недопустимо искать эту поддержку в общих чатах, поясняет член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Фельдшер скорой помощи или врач должен иметь планшет, куда закачаны основные клинические рекомендации по скорой помощи. Это – многостраничный том, выучить который сложно. Мы теперь говорим о том, что на российские медцентры, которые созданы в нашей стране, возложена задача разработки такого программного обеспечения, которое будет поддерживать врача в любой ситуации.

Если же врач обращается за помощью не по адресу, а главное – его действия не приводят к положительным результатам, больные или их родственники вправе обратиться в страховую компанию, разъясняет Алексей Старченко. В этой ситуации автор ролика должна поступить именно так.

СТАРЧЕНКО: Мама должна обратиться в страховую организацию по полису ОМС. И страховая медицинская организация проведет экспертизу, и мама получит профессиональный акт – все ли было сделано правильно. То есть качество медпомощи будет оценено, и мама получит документ. Если будут выявлены нарушения, то мама вправе обратиться за компенсацией материального и морального вреда.

Не дожидаясь подобного обращения, руководство Братской станции скорой помощи начало свое служебное расследование. Первые итоги таковы: «Инцидент произошел 28 ноября, на вызове был врач-педиатр, карета приехала через 20 минут после звонка. Изучается амбулаторная карта ребенка, анализируется назначенное лечение». Об этом сообщила замминистра здравоохранения Иркутской области Галина Синькова. Она не видит ничего плохого «в том, что врач умеет пользоваться информационными ресурсами». На взгляд чиновницы, важно досконально изучить видеозапись, чтобы понять, «о чем вообще идет речь». По мнению замминистра, «стандартные порядки по оказанию медпомощи в данном случае нарушены не были».

Зато были нарушены этические нормы родителями, считают эксперты. Они уверены: снимать видео с участием медиков, когда они работают, не стоит. Как бы то ни было, врач пытается помочь в этот момент. А вырванный из контекста фрагмент с плохим звуком не отражает всей картины. Но при этом легко может бросить тень на всех докторов скорой помощи.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация