Формула смысла «Мы обеспечиваем континентальную безопасность»
Персоны
Гость «Формулы смысла» – философ, член «Зиновьевского клуба» и Российского союза писателей Тимофей Сергейцев.
У микрофонов – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
Реальный капитал: где он может быть в современном мире?
На прошлой неделе президент России Владимир Путин сообщил: Болгария не может принять решение, нужен ей российский газ или нет.
СЕРГЕЙЦЕВ: Мы продолжаем нашу стратегическую линию, которая началась ещё с освоения газовых месторождений Сибири и со сделки «газ в обмен на трубы» (это, если мне память не изменяет, 70-е годы прошлого века), и мы последовательны в этом отношении. То есть наше хозяйство – оно развивается как очень большая инфраструктура. Ну, инфраструктура континентального масштаба. Поэтому вполне понятно, почему наши газопроводы уходят в Германию, ну, и, вообще, туда, в Европу. В Западную Европу. Потому что это – часть нашего континента, наших континентальных интересов. Это – часть континентальной безопасности. Потому что, вопреки всем рассуждениям, что это какое-то там геополитическое оружие – это не оружие, но это система безопасности. Потому что, ну, да, действительно, ссориться с нами будет – особенно в такой жесткой, военной форме – гораздо сложнее и неприятнее, да и как бы будет и незачем ссориться, если мы будем обеспечивать инфраструктурную и энергетическую безопасность континентальной Европы. Ну, или просто Европы, потому что Англия никогда Европой, вообще-то, не считалась, это – остров со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Вот. И энергетическая безопасность – да, она генерирует и другую безопасность, более широкую, в том числе военную безопасность. Ну, вот поэтому, конечно, это очень всё не нравится нашим партнёрам.
ПОДОЛЯН: Вызывает беспокойство.
СЕРГЕЙЦЕВ: Вызывает беспокойство. Вот. Это во-первых. Во-вторых, вот тут очень интересно... Есть такая тема – про окупаемость, потому что, ну, те, кто может себе позволить просто сказать, что «мы не допустим появления подобных проектов», и никак не объяснять это... Хотя реально сделать они это не могут, как показывает опыт. Не смогли в 70-е и сейчас не могут. Ну, есть те, кто вынужден как-то аргументировать вот эти... В основном это – клиентела в Соединённых Штатах, она не может себе позволить просто проявлять «стальную волю», подобную американской. Я с юмором произношу-то, а если кому-то интонация не ясна, то я говорю: тут можно смеяться, в этом месте.
КУЛИКОВ: Про стальную волю.
СЕРГЕЙЦЕВ: Да. Да, про стальную. Можно смеяться в этом месте. Вот. То клиентела – да, она должна ещё как-то это всё и аргументировать. Ну и один из основных аргументов – «да это ж не окупится, да это ж всё вы свои деньги тратите на ветер». Дело в том, что даже история XX века показывает, что цикл жизни денег – гораздо короче, чем цикл жизни хозяйственных систем и в особенности инфраструктур.
Полностью слушайте в аудиоверсии.