От трёх до пяти «Греки пытались укрепить Хазарию»
Персоны
Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – доктор исторических наук, профессор РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, археолог Владимир Петрухин.
САТАНОВСКИЙ: Что тебе сегодня из этого сезона наиболее кажется важным из того, что было, или из того, что есть?
ПЕТРУХИН: Важным кажется то, что мы в том месте, где неподалеку совсем античный Танаис, нашли руины крепостей очень мощных, стены одной из них мощностью до 5 метров из хорошо вытесанных блоков, внутри пространства этих крепостей черепица.
САТАНОВСКИЙ: Византийская кладка, что ли?
ПЕТРУХИН: Это византийская традиция. Мой друг, с которым постоянно мы полемизируем по всем поводам, потому что разные точки зрения, убежден, что это действительно были, возможно, даже посольства греков, которые инструктировали хазар, как надо строить, были инженерами. Одного такого мы знаем – Петрона, он строил Саркелу. Ну вот более ранние крепости известны не только на Дону, но сейчас и на Маныче, уже в такой глухой калмыцкой степи, где довольно трудно себе представить, что там надо было грекам. И, пожалуй, вот сейчас я, разговаривая с тем же Валерием Сергеевичем Флеровым, готов продолжить его идею о том, что у нас, на территории Причерноморского юга России и соседней Украины, была одна территория Хазарского каганата, выстраивалось нечто напоминающее Византийское содружество наций, так его называл замечательный византинист, медиевист князь Дмитрий Оболенский, поток эмигрантов, кембриджский профессор. Скептически к этому относился мой старший коллега и учитель Геннадий Григорьевич Литаврин, наш лидер византинистики, говоря: «Ну что это там за содружество?»
Вот тут мы видим, что что-то такое было: зачем-то греки, причем, видимо, в конце VIII и в начале IX века, пытались укрепить эту самую Хазарию. Я подозреваю, зачем им это было нужно, зачем нужно было действительно содружество. Один из коллег наших – французский профессор Константин Цукерман – меня обвинял в том, что я люблю раскладывать геополитический пасьянс, он так выразился.
САТАНОВСКИЙ: Что тут плохого?
ПЕТРУХИН: Но я все-таки заявляю, что это не я люблю раскладывать, в данном случае его раскладывали греки, у них были на руках все тузы…
САТАНОВСКИЙ: В конце концов, это была их эпоха.
ПЕТРУХИН: Это была их эпоха и их геополитика. В общем, попытались они построить здесь государство, вложили немало средств… Тут все забавно, но не хватает у меня византийского геополитического пространства и, честно говоря, бюджета тоже не только против кочевников. Что за кочевники были и кого они боялись – это понятно. Это были венгры, они собирались на свою будущую историческую родину уже в IX веке.
САТАНОВСКИЙ: Балатон брать с окрестностями?
ПЕТРУХИН: Конечно. Курорт, там хорошо и какие там поля, луга, благодать полная на прекрасном голубом Дунае! Они рвались туда. Прорвались в первый раз где-то в 830-е годы, начался скандал. Болгарам почему-то не понравилось, тут рядом такие друзья появляются со сходной культурой…