Авторские материалы Выбирая между жестокой мамой и детским домом: о судьбе измученного родителями омского мальчика

17 декабря 2019, 16:23

Персоны

Мальчик из Омска, которого истязал отчим, будет временно помещен в школу-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Изначально ребенок должен был на время следствия остаться с мамой. Закон это позволяет. И так решили в опеке. Однако детский омбудсмен через прокуратуру области потребовала оспорить это решение. И Павел во время следствия будет жить отдельно от мамы. Ей еще предстоит доказать, что она не была соучастницей издевательств над сыном. Сможет ли она оправдаться и по закону, и в глазах сына, и в общественном сознании, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.

Павел с мамой пока будут жить врозь. Совместное проживание небезопасно для мальчика; более того, мама может влиять на ребенка. Это, видимо, – главные аргументы за то, чтобы Павел жил отдельно от родительницы во время следствия. Хотя Паша и характеризует маму положительно: «У меня мама – добрая, хорошая. Она всегда покупает мне что-нибудь. Не злится. Мама меня не обижает – только дядя Серёжа». Сама 27-летняя Алина Юмашева уже ходит по ток-шоу и пытается оправдаться. Не все ей верят, зная, насколько странно, мягко говоря, она вела себя с ребёнком во время проживания. В понимании многих это – предательство с ее стороны. Выбор сына в пользу жестокой матери закономерен, поясняет социальный психолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья Гришаева: дети всегда оправдывают своих матерей.

ГРИШАЕВА: Какая бы мама ни была, но если он с ней жить хочет, она лучше, чем детский дом. И это – достаточно распространенный случай. Дети любят своих родителей, изначально так устроено. И если они хоть как-то к ним относятся, не убивают их, они все равно их любят. Если бы она его истязала или бы мучила голодом, наверное, он не хотел бы к ней идти.

Паше в свои 8 пришлось пережить немало. 35-летний отчим Сергей Казаков, деспотичный человек с задатками садиста, по-своему понимал роль в воспитании ребенка. Непомерные нагрузки, откровенные издевательства и неадекватная реакция на мальчика были главными в их отношениях. Одним из видов наказания, например, было стояние голыми коленями на гречке. Казаков настолько был уверен в своей правоте, что даже воспитательными приемами делился в Интернете. Многие тогда удивлялись: почему этому не препятствует мать ребенка? Почему она не оставит садиста и не защитит от него сына? Мама молчала. Видимо, не готова была расстаться с сожителем. Потому мирилась с издевательствами над собственным сыном, говорит Наталья Гришаева. Это такой тип матери.

ГРИШАЕВА: Такая женщина – она больше предпочтение отдает мужчине, с которым живет, чем ребенку. Есть такие матери, для которых важнее ребенок. Есть матери, для которых важнее мужчина, который с ней живет. Есть матери, для которой важны ее внешность и здоровье, карьера, то есть женщины – абсолютно разные, разных типов. Но это вот такая мать. Наверное, она все-таки лучше, чем детский дом, я думаю.

Возможно, так рассуждает и Паша, выбирая между мамой и детским домом. Так работает инстинктивная программа: «Мама, я тебя спасу, люби меня, я хороший». Потому мальчик и готов жить с мамой вдвоем. Без отчима. Опека пошла по простому пути и вернула матери мальчика после лечения. Однако правозащитники однозначно поставили вопрос о том, что такая мать не должна оставаться с ребенком. Вот что говорила об этом в эфире радиостанции «Вести ФМ» адвокат, специалист по судебным разбирательствам и судам по опеке над детьми Мария Ярмуш.

ЯРМУШ: Мать, которая допустила такие издевательства над ребенком, она ребенка просто не любит. Возможно, она мстит своему первому мужу, отцу ребенка. Ребенка невозможно вернуть такой матери!

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова сразу же включилась в защиту мальчика и обратилась в прокуратуру Омской области с просьбой проверить деятельность органов опеки на этот счет. Ее позиция однозначна: мать, которая потворствовала издевательствам над собственным сыном, не может его воспитывать дальше. Вскоре после обращения состоялась встреча матери мальчика Алины Юмашевой с министром образования Омской области Оксаной Груздевой и главным психологом Омской области Натальей Ильченко. После этой встречи мама согласилась поместить ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей. В дальнейшем должен стоять вопрос о лишении матери родительских прав, уверена Мария Ярмуш. Записанные самим отцом ребенка видео – прямое доказательство соучастия Юмашевой в истязаниях.

ЯРМУШ: Это те требования, которые предъявляет статья 69-я Семейного кодекса "О лишении родителей родительских прав". Поскольку мать относилась к ребенку жестоко и осуществляла физическое и психическое насилие над ребенком, участвовала в истязании этого мальчика 8-летнего, ее нужно лишать родительских прав без всяких вопросов.

Против матери также может работать изначальная реакция мальчика. Когда в больнице, где его спасали после очередных издевательств, ему сказали, что его готовы усыновить, он спрашивал: «Теперь меня заберут в нормальную семью?».

Как указывают юристы, если в ходе следствия будут выявлены неопровержимые доказательства участия матери в истязаниях сына, ей может грозить и уголовное наказание – вплоть до 3 лет лишения свободы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация