Актуально Глава Минэкономики поддержал идею отмены НДФЛ для малоимущих семей
Персоны
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Логика этой идеи понятна. Денег в семьях будет оставаться больше, покупательная способность семей возрастёт. При этом деньги пойдут не бюджет, а сразу предпринимателям. Но налог на доходы физических лиц – это местный налог¸ который получают местные муниципалитеты. А как они развиваться будут, если этот налог отменят? Потому что в стране есть регионы, где довольно существенная часть населения является малоимущими.
Алексей Зубец: То, что выпадают НДФЛ из местных бюджетов, – это лишь одна проблема, которая возникает в связи с реализацией этой инициативы. Её придётся затыкать за счёт трансфертов из федерального бюджета в местные бюджеты для того, чтобы они могли свести концы с концами. И трансферты эти будут увеличиваться. Но это лишь одна проблема.
Вторая проблема состоит в том, что по факту та система, о которой мы сейчас говорим, а именно: отсутствие налогообложения для бедных, – означает введение прогрессивной шкалы налогообложения в нашей стране. То есть, будут люди, у которых налог будет равен нулю, а потом он становится 15 процентов. Это означает, что должны возникнуть десятки тысяч новых чиновников, появиться новый софт, новые программы, которые будут обобщать все доходы домохозяйств, полученные из разных источников. Потому что мы в данном случае говорим не о бедности конкретного человека, а о бедности семьи. То есть, надо свести все доходы одного человека, которые он получает из разных источников, потом все доходы членов домохозяйств и решить, бедная она или нет. Это колоссальная работа, учитывая масштабы России, и она просто приведёт к тому, что возникнет масса людей, которые будут этой работой заниматься. То есть, стоимость этой инициативы может оказаться такой большой, что она намного перекроет все те бонусы, которые будут получены для людей, которые будут работать внизу, получать дополнительные доходы внизу имущественной пирамиды от того, что у них нет подоходного налога. И, конечно же, стоимость введения прогрессивной шкалы налогообложения в России, конечно, надо считать. И она очень большая.
Но тогда какое предложение? То, о чём говорят уже много лет? Это абсолютно адресная помощь, которую опять-таки нужно считать ровно по той же системе, которую вы описали? И определять, действительно ли человек является малоимущим? И считать не только его доходы, но и расходы. Чтобы всё по-честному было. И тогда этим людям помогать напрямую, индивидуально?
Алексей Зубец: Эта система есть сегодня. Если вы хотите получить помощь и считаете, что вы – малообеспеченное домохозяйство, вы собираете сами все бумаги, идёте в соответствующее ведомство, в социальную защиту, подаёте эти документы, и вам там выписывают или не выписывают пособие, если вы оказываетесь не бедным.
По факту рядом возникнет вторая система, параллельная, которая должна будет заниматься примерно тем же самым. И это на самом деле история про то, что бороться с бедностью надо, это безусловно важно, никто с этим не спорит, конечно, бедность в нашей стране надо преодолевать, но для этого есть очень простое решение, о котором почему-то никто не говорит. Это просто поднять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальные пенсии. По нашим расчётам, уровень достойной жизни начинается с месячного дохода на члена семьи порядка 20-25 тысяч рублей в зависимости от региона. Давайте поднимем МРОТ и минимальную пенсию до этого уровня, и тогда не нужно будет создавать какие-то новые органы при ФНС, которые будут заниматься сведением доходов отдельных домохозяйств в единое целое. И помощь для населения будет простой и понятной. Думаю, что надо идти таким путём.
Глава Министерства экономики поддержал идею отменить НДФЛ для малоимущих семей