Авторские материалы Список «добрых» докторов: нужен ли реестр квалифицированных пластических хирургов
Персоны
Пластических хирургов внесут в реестр. Список, в который смогут войти только квалифицированные сертифицированные специалисты в области пластической медицины, предлагают создать в Госдуме. Как считают депутаты, это поможет навести порядок в этой сфере и защитит пациентов от лжедокторов и откровенных мошенников. Попадание в реестр станет гарантией того, что такому специалисту можно доверять. Пластические хирурги и защитники прав пациентов скептически отнеслись к такому предложению. Они уверены: разделение в профессиональном сообществе на плохих и хороших – не метод. Как, зачем и кто будет внесен в реестр, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
Изуродованные тела, перекошенные лица, прикованные к постели бывшие красавицы и даже смертельные случаи, и это все – после пластики! Многочисленные истории в СМИ о страданиях, доставленных пластическими хирургами, многих заставили содрогнуться: неужели такое возможно только потому, что человек хотел что-то подкорректировать? Расследования показали: увечья и непоправимый ущерб здоровью наносят, как правило, непрофессионалы. Однако пациенты не могут правильно оценить их возможности перед операцией и оказываются в руках лжехирургов. Чтобы это прекратить, нужен реестр, где были бы фамилии врачей, которым можно доверять, уверен депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Иван Сухарев. Он выступил с инициативой создания такого перечня.
СУХАРЕВ: Мы заботимся о жизни и здоровье граждан. Зачастую у нас услуги оказывают специалисты с купленными дипломами, вообще неспециалисты. В том числе и профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы эта сфера была чиста от подобного рода жуликов, которые не просто обманывают людей – они наносят вред здоровью, а то и отнимают жизнь. Кто обладает соответствующими навыками, соответствующей квалификацией, кто действительно закончил соответствующий вуз – эти люди только могут находиться в реестре.
В сообществе пластических хирургов такое предложение вызвало вопросы. А почему именно пластических хирургов хотят разделить? Каким будет принцип градации и почему наличие диплома и сертификация само по себе не является гарантией квалификации? Спрашивает пластический хирург клиники «Биос», доцент кафедры пластической хирургии РУДН Андрей Ворошкевич.
ВОРОШКЕВИЧ: Пластические хирурги – они что, какие-то особенные? Отличаются от других? Они проходят такую же подготовку, учатся в институтах, так же работают.
Создание реестра – это нарушение принципа равноправия между специалистами. Кто будет оценивать их работу и проверять дипломы? Если врач – высококвалифицированный и имеет ошеломляющие результаты, разве это не является показателем его работы? Говорит член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.
СТАРЧЕНКО: Это – нарушение конкуренции. Антимонопольная служба всегда будет против такого подхода, потому что у нас, если врач имеет лицензию, сертификат или аккредитацию, то он имеет право оказывать услуги. Если в этом смысле будут какие-то привнесенные рейтинги, то это – только вопрос общественных организаций. Есть общество пластических хирургов, оно могло бы само вести рейтинги, но кто будет вести вот этот сертифицированный перечень? С моей точки зрения, вопросов больше, чем ответов. И я боюсь, что это – коррупционная схема.
Сами пластические хирурги признают, что «откровенных коновалов и шарлатанов» в их сфере еще хватает. Но сейчас их – гораздо меньше, чем было еще не так давно. Порядок в этой сфере в последние годы наводится, признает Владимир Ворошкевич.
ВОРОШКЕВИЧ: В пластической хирургии была серьезная реформа – приказ от 31 мая 2018 года. Больше половины клиник закрыто – вот вам и работа. Руководство пластической хирургии решает эти проблемы. Клиники на уровень выше стали – и по оснащению, и по уровню требований к качеству специалистов. Пластическая хирургия – отнюдь не в лидерах по проблемам, поверьте.
Тех, кто калечит людей, обманывает, предлагает услуги, не имея права их оказывать, делает какие-то манипуляции на дому или буквально в подполье – таких, безусловно, надо разоблачать, наказывать и взыскивать с них ущерб. Но это с помощью реестра не сделаешь, считает Владимир Ворошкевич. Этим должны заниматься определенные структуры. И они занимаются.
ВОРОШКЕВИЧ: Это Роспотребнадзор, прокурорские органы, правоохранительные органы, те госинституты, которые контролируют эти процессы – они многочисленные, они активно работают. Половина клиник пластической хирургии закрыта.
В прошлом году Росздравнадзор зафиксировал более 3 000 нарушений обязательных требований почти в 70% клиник пластической хирургии. А за первое полугодие 2019 года за выявленные нарушения были закрыты 87 из почти 1 500 таких клиник. Те, что остались на рынке, говорят эксперты, – уже доказательство того, что они работают эффективно.