Формула смысла Нет кризиса – нет трансформации человека
Персоны
Глобальный мировой кризис. Как Россия отвечает на вызовы? Гость – директор Института опережающих исследований Юрий Громыко. В едущие – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Такую книжку мне принес, которая называется «Россия – Ноев ковчег человечества». Что это такое? Что это за книга? И что т хотел бы обсудить в связи с этим?
ГРОМЫКО: Это книга сделана по заказу фонда «Русский предприниматель» Сергея Владимировича Писарева и ее, собственно, основная идея – это попытка сформулировать принципы российской идеологии в современной период, идеологию российской государственности. Интересно то, что она имеет как бы два названия, одно такое более академическое – «Россия – Ноев ковчег человечества», а вторая – «Мобуль Россия – Ноев ковчег». Почему? Потому что нам представляется очень важным, что те проблемы, которые должна сейчас решать Россия, они развертываются на фоне, на наш взгляд, глубочайшего цивилизационного кризиса. Это не просто кризис капитализма, не просто кризис, как сейчас стало модно говорить, экологии, климата, а это, в том числе, кардинальная проблема вообще изменения места человека в мире, то есть это и смысловой кризис, и кризис социального обустройства общества, где, в общем-то, затрагиваются практически все основные характеристики и поэтому можно говорить, что кризис носит характер цивилизационный. И с этой точки зрении Россия должна и она имеет все шансы с этим кризисом справиться. При этом речь не идет о том, чтобы рассматривать в таком варианте, что Россия – прибежище всего светлого и хорошего, и родина слонов, что тут все вроде как из России. А речь идет о совершенно другом, что вообще осмыслить этот кризис как действительно мировой, и вообще предложить какие-то варианты решений, прежде всего, для самих себя, но точно также, на мой взгляд, это такое совершенно четкое понимание, что как бы укрыться и заслониться, как во многом пытается Трамп, то есть создать такую изолированную, благословенную для Бога территорию, и там что-то такое создать непотопляемое. Не удастся. То есть, нужно отвечать на принципиальные важнейшие вызовы человечества. Вот, с этой точки зрения не случайно, что речь идет о ковчеге и потопе. Потом на иврите «мобуль» звучит, и мобуль – это не только так сказать наводнение, не только воды, потому что это восходит к ивритскому корню нафаль, где вообще речь идет о более глубоких изменениях, где исчезает желание жить, где как бы прекращается само сохранение жизни, а там уже как бы Господь решает все затопить водами и все вернуть ко второму дню творения. И, с моей точки зрения, вот в этой идее мобуля или такого мирового кризиса заложена глубочайшая идея трансформации человека.
Полностью слушайте в аудиофайле.