Авторские материалы Новые правила маркировки автомобилей: россиян обяжут восстанавливать нечитаемые VIN-номера

21 декабря 2019, 00:35

Персоны

Новые правила регистрации машин вступают в силу с 1 января нового года. Если в ходе проверки автомобиля в ГИБДД выяснится, что заводские идентификационные номера прочитать невозможно, автовладелец должен будет за свой счет нанести дублирующую маркировку. Эксперты предполагают, что промаркировать один автомобиль обойдется в 5 000 – 10 000, а то и 20 000 рублей. Как конкретно будет проходить процесс замены ржавых VIN-номеров на автомобилях, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Первый шаг – традиционный: в ГИБДД при регистрации инспектор осматривает VIN-номера и делает вывод, что они плохо читаются. С нового года на эти VIN-номера прямо на месте проверяющий должен установить бирки, пломбы или печати. Это как заглушка, блокиратор, чтобы далее с этим VIN-номером хозяин автомобиля не смог сделать ничего противозаконного. И в таком виде, с опечатанным VIN-номером, автовладельца отправят в экспертно-криминалистический центр. И там уже сделают полноценную экспертизу, поясняет гендиректор ООО «Услуги авто» Юрий Пархоменко.

ПАРХОМЕНКО: Не только естественный износ номера, но ИКЦ определяет криминальную составляющую. Возможно, номер, который видит инспектор, он поверхностный. А под ним набит старый VIN. То есть они делают рентген металла и уже определяют это. Экспертно-криминалистический центр выдает соответствующий документ, проведя экспертизу. Уже не органолептически, а с помощью технических средств и с выдачей документа.

Сейчас в случае сомнений автомобиль также отправляют в экспертно-криминалистический центр. Правда, безо всяких пломб на VIN-номерах. Там должны выявить хоть какие-то читаемые цифры на маркировке. Дальше автовладельца могут перенаправить обратно в полицию. Дознаватель сверит сохранившуюся набивку с базой данных угнанных автомобилей. И если похожего сочетания цифр в базе нет, то есть машина – не "криминальная", то регистрацию могут разрешить. Правда, это такой, самый радикальный вариант проверки. Чаще всего маркировку экспертизе прочитать удается, отмечает юрист коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов.

БИКБОВ: Если криминалист установил, что она естественным путем уничтожена, то машину в принципе и сейчас можно эксплуатировать. Вносится запись. Ну, например, если на раме (так часто бывает у грузовиков маленьких) номер нечитаемый, то там, соответственно, вносится запись о том, что номер нечитаемый или уничтожен ржавчиной. Но это происходит при условии, что машину вообще можно идентифицировать. То есть что там есть VIN-номера, которые читаются. Если ни один номер на машине не читается – то нет, такую машину не допустят к эксплуатации, потому что ее невозможно идентифицировать.

Если VIN не читается ни на кузове, ни на двигателе, то выход всё-таки есть. Можно попробовать определить дополнительную маркировку в машине. Правда, услуга эта дорога. И доступна обычно владельцам топовых иномарок, поясняет заместитель гендиректора межрегионального экспертно-технического центра «Мэтр» Александр Зайцев.

ЗАЙЦЕВ: На самом деле дорогостоящие транспортные средства имеют еще скрытые маркировки, дублирующие скрытые VIN-номера. Но их надо искать. То есть на одном Mercedes есть до 20 VIN-номеров. Такие экспертизы тоже проводятся, но, опять-таки, это надо знать досконально марку модели. Такая экспертиза тоже стоит денег. Доходит до 120 000 рублей.

Таким образом, сейчас, если экспертно-криминалистический центр установит, что дефекты маркировки возникли не по криминальным причинам, то в ПТС вносят соответствующую отметку. Например, что VIN-номер на кузове – нечитаемый. Правда, это еще не гарантия того, что машину впоследствии зарегистрируют, признает автоюрист Лев Воропаев.

ВОРОПАЕВ: Обычно делают фотографию этого VIN-номера, хотя бы частичную, делают с вклейкой в ПТС. И с этим ПТС водитель ездит всегда и мучается. Особенно эта проблема возникает при перепродаже. И нередко ГИБДД отказывает в регистрации таких транспортных средств. И приходится через суд ставить на учет такое ТС. Тоже не всегда с однозначно положительным эффектом.

Криминальная экспертиза установила, что машина – "чистая". В особых отметках ПТС внесена запись о частично нечитаемом номере. А автомобиль всё равно не регистрируют. Обидно. И вот с 1 января порядок меняется. На прошедшие юридическую проверку транспортные средства разрешат набивать другие – уникальные VIN-номера, выданные ГИБДД. Маркировать машины будут в аккредитованных сертификационных лабораториях. Им, правда, придется закупить соответствующее оборудование – автоматический маркиратор. После набивки нового VIN нужно опять внести изменения в ПТС и получить в ГИБДД новое СТС. Кстати, дожидаться проблем при регистрации не стоит. Юрий Пархоменко советует автомобилистам действовать на опережение.

ПАРХОМЕНКО: Собственник сам прекрасно видит, что у него проблемы, например. Ну, если долго эксплуатируют автомобиль, у него изношен VIN-номер, коррозия съела. И может сам добровольно промаркировать. Пройти такую же процедуру, только добровольно. Он сам в этом заинтересован. Заинтересован в том, чтобы дальше машина законно эксплуатировалась. В том числе и при последующей продаже.

Стоимость набивки новой полицейской маркировки пока неизвестна. Но услуга эта, признают эксперты, не будет дешевой. Разброс цен – от 5 000 до 10 000. А некоторые специалисты прогнозируют даже все 20 000, что часто сопоставимо с ценой очень древних иномарок и не столь старых отечественных «Лад».

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация