Железная логика Немцы не знают, как вести диалог с Россией

23 декабря 2019, 12:07

Персоны

Гостья «Железной логики» – заместитель руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН, кандидат исторических наук Екатерина Тимошенкова.

У микрофонов также – Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.

Швейцарская компания Allseas вывела все суда, которые занимались прокладкой газопровода «Северный поток – 2», из Балтийского моря. Решение подчиниться американским санкциям принято всего через сутки после заявления Ангелы Меркель о выгодности проекта.

МИХЕЕВ: Как, с вашей точки зрения, вся эта ситуация выглядит?

ТИМОШЕНКОВА: Наверное, точно так же, как и с вашей точки зрения. Потому что вот буквально перед тем как зайти к вам в студию, я думала, как же подвести итоги года с учетом вот этих вот санкций, которые США принимают против тех, кто участвует в строительстве «Северного потока-2», всего, что происходит в бундестаге, «нормандского формата» – то они собираются строить отношения, то – нет.

Фактически, немцы, по большому счету, в уходящем году не определились со своей стратегией по отношению к России. И вот эти слова Меркель в бундестаге, которые цитировала Bild – она, в принципе, тоже сказала, что ее призывают к тому, чтобы она реагировала на эти санкции как минимум тем, чтобы вводила ответные санкции, чтобы она, наконец-таки, стала бы защищать немецкие интересы и европейские, потому что немцы преподносят этот проект не только как свой, но и как европейский. На что она ответила (я смотрела как раз ее выступление в бундестаге): «Мы будем разговаривать с президентом Соединенных Штатов Америки, мы находимся в переговорах. И я надеюсь, что мы все-таки на него повлияем». То есть вот такого заявления, мол, дескать, «это все война», как это представила газета Bild, я, честно говоря, не увидела. И какой-то четкой позиции, опять же, той же самой Меркель или правительства, опять же, именно по этому вопросу я тоже не могу вам озвучить, потому что, на мой взгляд, она формируется, и времени для формирования практически уже не осталось.

Эксперты – российские, немецкие – они все в один голос твердят, что есть шанс при любом раскладе, даже с этими санкциями, все равно закончить этот проект и ввести его в эксплуатацию. Но то, что сейчас происходит в Германии, и оно фактически во всех партиях и экономических кругах, – они выступают за то, что нужно вести диалог с Россией. Это мы видели в «нормандском формате» по тем инициативам, которые они параллельно высказали в отношении восстановления экономики восточного региона Украины. Но они не могут понять, как они будут выстраивать! То есть с одной стороны, они понимают, что уже невозможно прогибаться под Соединенные Штаты Америки, но тем не менее вот эта вот «трансатлантическая дружба», или «трансатлантическая связка» – она прописана у них во многих законодательных актах, и она есть. И если на весы выкладывать вот эту экономическую взаимосвязь с США и с Россией, то, конечно же, мы не перевешиваем.

С другой стороны, им уже надоело, и ведущие политики ХДС, ХСС ставят открыто вопрос о том, что нужно наконец-таки принимать какие-то меры против этой политики. И они как раз не хотят, чтобы, например, инициативы по улучшению отношений с Россией уходили исключительно в руки Франции и в руки Макрона. Но, опять же, Шойбле, президент бундестага, сказал: «Нам необходимо найти баланс». То есть «мы за диалог там, где этот диалог нужен», а, с другой стороны, о чем он говорит во время вот этого конфликта – «нужно усилить давление в области защиты прав человека».

«Вести ФМ» в Telegram

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Железная логика. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация