Авторские материалы Нет регистрации – нет полётов? О сложностях авиакомпаний
Персоны
В новогодние праздники российские авиакомпании могут столкнутся с трудностями. По некоторым данным, они не имеют возможности регистрировать свои новые самолеты, на которые они рассчитывали и которые уже включили в свои полетные программы. Как это может коснуться пассажиров? В тонкостях регистрации воздушных судов разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Тревогу бьет Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. В нее входят 27 российских авиакомпаний. Ассоциация обратилась в Минтранс. В ее письме говорится, что авиакомпании не могут зарегистрировать свои новые самолеты, так как их перестали вносить в специальное соглашение о передаче функций по надзору. Это – договор с Бермудскими островами, где нашими авиакомпаниями зарегистрировано большинство воздушных судов иностранного производства. Если самолет не входит в реестр той или иной страны – его нельзя эксплуатировать, отмечает гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
РЫБАК: Каждое воздушное судно, которое поступает в авиакомпанию, вписывается в свидетельство эксплуатанта и в регистр страны, которая отвечает за поддержание летной годности, то есть осуществляет надзор за техническим состоянием и сопровождает жизненный цикл каждого самолета.
Казалось бы, у наших авиакомпаний есть выбор – регистрировать самолеты в России или за рубежом. Однако, поясняет Борис Рыбак, большинство лайнеров берут в лизинг. То есть на прокат. А владельцы самолетов отказываются работать по российскому законодательству. И требуют регистрировать суда за рубежом.
РЫБАК: Владельцы воздушных судов (а это – крупные международные лизинговые компании) под такое законодательство самолеты давать не хотят. Самое главное, что, по российскому законодательству, владельцы воздушных судов не являются кредиторами первой очереди. То есть если авиакомпания обанкротилась, то сначала платятся налоги, зарплата. А судьба самолетов становится неопределенной.
Те владельцы, кто соглашается на регистрацию самолетов в России, берут больше денег за лизинг. Что, естественно, невыгодно авиакомпаниям. По данным Ассоциации эксплуатантов, сейчас не могут пройти регистрацию около 30 самолетов. Это при том, что всего у наших авиакомпаний 1600 воздушных судов – магистральных и региональных. Примерно 750 из них – иностранного производства, уточняет Борис Рыбак.
РЫБАК: В Новый год использование авиапарка – наиболее интенсивное в этот низкий сезон. Это означает что? Что старые самолеты выбывают, а на их замену приходят новые. Эти 30 кораблей составляют 3-3,5 процента от всего парка, который у нас есть.
По данным СМИ, сложности с регистрацией самолетов испытывают, среди прочих, «Аэрофлот», «Победа» и «Уральские авиалинии». Но они наверняка смогут пережить новогодний период без серьезных проблем. Хуже – с авиаперевозчиками меньших размеров. В прошлом году, к примеру, компания «Якутия» объясняла задержки рейсов как раз невозможностью внести в бермудский реестр новый самолет, взятый в лизинг.