От трёх до пяти «"Эта прекрасная жизнь" – "Ирония судьбы" для американцев»
Персоны
О рождественских кинокартинах. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – историк Роман Жигун.
ЖИГУН: У католиков и у подавляющего большинства протестантов, хотя, кстати, не у всех, Рождество 25 декабря. И в канун этого замечательного праздника, считаю, можно вспомнить один из самых известных рождественских фильмов, который за океаном имеет такое же большое значение, как для нас «Ирония судьбы, или с легким паром!» Фильм называется «Эта прекрасная жизнь», режиссёра Фрэнка Капры. Кстати говоря, на мой взгляд, этот фильм будет наиболее интересен именно протестантам, поскольку это замечательная рождественская сказка, несмотря на всю свою лёгкость, содержит в себе то, что Макс Вебер в своё время назвал «протестантская этика и дух капитализма». Хотя, несмотря на это, я категорически рекомендую эту киноленту представителям всех конфессий, равно как неверующим и атеистам, уж очень хорош этот фильм.
Режиссёр Фрэнк Капра. Прежде, чем перейти к самой кинокартине, пожалуй, скажем несколько слов про него. Это американец итальянского происхождения из бедной семьи, которая 2 недели в начале XX века пересекала Атлантику, чтобы добраться до вожделенных Соединённых Штатов. В грязном трюме, в очень старом корабле, страдая от тесноты и сырости, они начали свой путь к своей американской мечте. Фрэнк Капра – это человек, который пробился из низов и достиг очень большого успеха в Голливуде. Фрэнк Капра – это был наверное самый талантливый, один из самых важных американских сказочников времён эпохи Золотого века Голливуда. Золотой век Голливуда почти полностью пришёлся на времена Великой депрессии, когда народу очень необходимы были сказки. Лучшие сказки, на мой взгляд, делал как раз итало-американец Фрэнк Капра. Любопытно, что эти сказки зачастую были с небольшими нотками, с небольшим флёром социального подтекста. Эти фильмы часто находили отклик в душе миллионов зрителей и не просто погружали людей в некую абстрагированную сказку, но показывали некоторое сказочное решение насущных проблем, которые стояли перед американцами в годы Великой депрессии.
Фрэнк Капра свой самый первый из знаменитых фильмов, фильм, который принёс ему известность, снял в 1934 году. Какие-то киноленты у него были и до того, некоторые из них были ещё немыми, но именно в 1934 году Фрэнк Капра выпускает в американский прокат ленту, которая завоюет 5 статуэток «Оскар», а что самое главное, очень большую любовь американцев – «Это случилось однажды ночью». Тогда, в 1934 году, Фрэнк Капра подарил беднеющей, страдающей от кризиса Америке сказку, которая представляет собой некоторую Золушку наоборот. Эксцентричная дочь миллионера, согласно сюжету, сбегает из отцовского дома, за ней охотятся как частные детективы, так и охочие до сенсаций журналисты, и её находит журналист-неудачник, который только что потерял работу. Он не сразу себя выдаёт, они вместе путешествуют по Америке, и складываются различные, сначала комические, а потом уже и романтические ситуации. Повторюсь, «Золушка» наоборот. Девушка сбегает из богатой семьи, находит такого журналиста-неудачника и круто меняет его жизнь. Роль журналиста-неудачника сыграл Кларк Гэйбл.