Авторские материалы «Молитва, исповедь онлайн»: как покупают путь к Богу
Персоны
Молитва онлайн. Различные сервисы и посредники предлагают поставить свечу, заказать молебен и даже организовать исповедь в Сети. В христианском мире соглашаются, что некоторым людям, ограниченным в передвижении, это может быть полезно, но создателями таких сайтов могут быть аферисты. Они собирают деньги, превращая посещение храма в сплошной обман. Корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич выясняла, что стоит за новым видом услуг.
Заказать молебен можно онлайн. Так же, как осетинские пироги или роллы. Множество сайтов предлагают верующим дистанционные богослужения. Призывы на главных страницах выглядят примерно так: «Мы стараемся сделать доступнее самые важные из необходимых душевных потребностей в нашей жизни – святую молитву, животворящий огонь и службу в церкви. Подать требы, воспользовавшись услугами нашего сайта, можно в любое время суток и вне зависимости от того, в какой точке земного шара вы находитесь».
Далее предлагается зайти в раздел "заказать требы", заполнить форму и оплатить. Заказ обещают выполнить в течение 24 часов с момента поступления денег. Принимаются все виды карт и платежных систем. Отправить перевод можно не только из России, но и из любой другой страны мира.
Стоимость подачи записки о здравии/упокоении разнятся в зависимость от времени – от 90 до 1800 рублей за 1 имя. Панихида – 150 рублей за 5 имён. Можно заказать и установку свечи за здравие. Здесь цена будет зависеть от времени горения и высоты изделия. Так, например, 14-сантиметровая свечка, которая выгорает за полчаса, обойдется в 100 рублей за 5 имен.
Обещают выполнить все заказы. На одном из форумов обсуждался сайт, который предлагал (и предлагает до сих пор) заказать требы в монастыре на святой горе Афон в Греции. До момента оплаты там все выглядит правдоподобно, а потом оказывается, что греческий монастырь собирает пожертвования на электронный кошелек физического лица, зарегистрированный на гражданина СНГ. В «Русском Афонском Обществе», как выяснилось, про такой сайт не слышали и посоветовали обратиться в сам Ватопедский монастырь. Оказалось, что в монастыре нет не то что Интернета, но даже постоянного электроснабжения.
В любом случае те, кто переводят деньги, делают это добровольно. Как правило, обращаются люди, которые не могут это сделать лично. Например, по состоянию здоровья. Так, немало иудеев, желающих передать записочки в Стену Плача в Иерусалиме. Но доехать туда есть возможность далеко не у всех. На помощь приходит сайт нашей соотечественницы Елены. Женщина за пожертвования (и это – принципиально для нее) относит записочки к знаменитой стене, снимает видеоотчёт об этом и высылает заказчикам. Установленных сумм за услуги нет. Все добровольно. Кто-то пересылает 50 рублей, кто-то – и 15 000. На ее сайте – множество благодарных отзывов.
Огульно обвинять всех создателей таких сайтов в мошенничестве в РПЦ не спешат: некоторые из них действительно могут передавать собранные деньги в пользу храмов. Да вот только в каком объеме они это делают, не знает никто.
Так, «Известия» приводят мнение главы Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды. По его словам, постоянное пользование онлайн-сервисами для заказа молитв и виртуальными часовнями отрывает человека от реальной религиозной жизни. Тем, у кого нет возможности лично заказывать требы, он рекомендует обращаться в храмы напрямую, минуя посреднические организации. В РПЦ подчеркивают: для верующего человека не должно быть принципиальной разницы, в каком именно храме о нем молятся.
Одно дело, рассуждает Владимир Легойда, – подача записок в местах паломничества; это может быть маленьким подвигом, трудами по путешествию в святое место. А когда ты зашел на сайт, кликнул и думаешь, что в известных монастырях литургия сильнее, то это – заблуждение.
Особенно много вопросов вызывают так называемые сайты-двойники. Один из них, например, практически полностью копирует название Русской православной церкви. Здесь некое ООО «Церковная лавка онлайн» предлагает заказывать молебны в самых известных российских храмах за символическую плату. Например, можно поставить свечу или заказать сорокоуст в музейном Архангельском соборе Московского Кремля – усыпальнице российских царей. Без очередей можно подать записку в храм Матроны Московской. Создатели уверяют, что сайт не является мошенническим, а требы исполняются в тех монастырях, где их готовы принять. В самом использовании аббревиатуры РПЦ вроде бы нет ничего незаконного. Но при этом создатели сайта вкладываются в навязчивую контекстную рекламу, которая после посещения портала всплывает буквально везде.
Попытку привлечь внимание прихожан заказами молебнов в известных храмах в РПЦ считают спекулятивным приемом. По словам заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Московского патриархата Вахтанга Кипшидзе, молитва имеет ценность, если она исходит от человека, который нуждается в поддержке, а ее эффект зависит от веры самого человека, а не от значимости храма или известности священника.
Кроме того, в религиозных онлайн-сервисах есть опасность рассмотрения подобных услуг как некую возможность «оплатить грехи». Увы, некоторые воспринимают церковь как некий сервис духовных услуг, которому можно передать средства и получить что-то взамен. В РПЦ такую замену духовного движения к Богу транзакциями через платежные системе называют кощунством.
При этом многие священники с пониманием относятся к желанию людей заказать молитву через Интернет, если на это есть причины. Но важно, чтобы это было без обмана и завышенных ожиданий. Единственная реальная опасность, говорят они, – в тех сервисах, которые принимают в режиме онлайн исповеди. Это нарушение канонов и размывание границ допустимого. Нарушается таинство, теряется доверие к институтам Церкви и священникам.
Вообще, богослужители рекомендуют обращаться за молитвой в храм лично. Если нет такой возможности, просто молиться. Здесь они солидарны с одной из пользовательниц Интернета, которая написала: «Если мысли обращены к Богу, они дойдут и без посредников».